Page 37 - EvRiSR
P. 37
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
Гражданское самосознание приобщавшихся к После цареубийства 1 марта 1881 года, как
русской культуре евреев, равно, как и свойственный известно, в некоторых городах Украины произошли
им реальный учёт возможностей в будущем, под- еврейские погромы, заключавшиеся в уничтожении
сказывал им, что будущее русского еврейства имущества евреев, насилия над ними, причём, были
неразрывно связано с будущим России. и человеческие жертвы.
А это сознание толкало их на путь самого ак- В связи с этим, в настроениях радикально
тивного участия в политической жизни страны. настроенной еврейской молодёжи, принимавшей
самое горячее и активное участие в революционно-
О «Земле Обетованной» тогда русские евреи террористической деятельности «народовольцев» и
(образованная их часть) серьёзно не думали, «чёрнопередельцев», до цареубийства включитель-
направляя свои силы и энергию на лучшее устрой- но, наступил резкий перелом.
ство своих единоплеменников в России, как в от-
ношении правовом, так и в области бытовой и эко- Жертвами той самой террористической дея-
номической. тельности, которую они сами пропагандировали и
применяли на деле, стали имущество и даже жизнь
Но, с другой стороны, ещё были крепки и их единоплеменников-евреев...
сильны в еврействе самоизоляционные настроения,
сознание себя «избранным народом», нежелание и И тут пришёл конфликт... Пока дело не каса-
боязнь не только слияния с другим народом и рас- лось евреев, пока уничтожали представителей вла-
творения в нём, путём смешанных браков и полного сти, до царя включительно, пока призывалось к
вхождения в жизнь и быт русского народа, но даже «чёрному переделу» и уничтожению имущества
сколько-нибудь глубокое смешение с русскими. «буржуазии», не останавливаясь перед насилием и
убийством — до тех пор всё было в порядке и на
Внутренне, невысказанно, они все же про- осуществлении программы террора дружно работа-
должали считать себя, как бы, государством в госу- ли и евреи, и не-евреи...
дарстве или, по определению проф. Соломона Лу-
рье, «нацией без языка и территории, но со своими И никто не задавал вопроса: к какому племе-
законами». ни, религии, расе принадлежит намеченная жертва
террора — «буржуа» или представитель власти.
И, включаясь в общероссийскую культурную
и общественно-политическую жизнь, евреи, часто «Народовольцы», призывавшие к насилиям и
сами того не замечая и не сознавая, вносили и неё террору, естественно, не могли не откликнуться на
немало и своего, специфически еврейского. еврейские погромы.
Как в смысле положительном, так и отрица- В начале осени 1881 года Исполнительный
тельном. (У всех народов, рас и племён есть и по- Комитет «Народной Воли» выпустил прокламации
ложительные и отрицательные свойства, если эти в связи с погромами, а через некоторое время, в ше-
свойства рассматривать с точки зрения интересов и стом номере «Народной Воли» было напечатано
будущего государства, выросшего и созданного из следующее:
разросшейся семьи — племени — народа).
«всё внимание обороняющегося народа сосре-
Естественно и понятно, что евреи, при выборе доточено теперь на купцах, шинкарях, ростовщи-
общественных и политических группировок, шли в ках, словом на евреях, этой местной “буржуазии”,
те, программы которых были наиболее благоприят- поспешно и страстно, как нигде, обирающей рабо-
ны для евреев. чий люд».
И тут, уже в самом начале включения евреев в Как упомянутая выше прокламация, так и ста-
русские или, точнее, общероссийские политические тья в шестом номере «Народной Воли» рассматри-
организации, как известно, наметился известный вают погромы, как проявление и выражение народ-
конфликт — расхождение мнений и суждений, ного гнева, направленного против эксплуататоров и
оценки известных явлений, высказываемых членами угнетателей, независимо от того евреи или не-евреи
одной и той же организации, евреями и не-евреями. те, на кого обрушился «народный гнев».
Ярким примером этого конфликта является А два года спустя, в июле 1883 года, в «При-
отношение к еврейским погромам начала 80-х годов ложении» к «Листку Народной Воли» была напеча-
самой активной революционной группы того вре- тана статья «По поводу еврейских беспорядков», в
мени — «Народной Воли» и «Чёрного Передела», которой эти беспорядки истолковывались, как нача-
прибегавших к террору в политической борьбе и ло всенародного движения, «но не против евреев,
организовавших убийство Александра II. как евреев, а против «жидов», т.е. народных эксплу-
ататоров».
Конфликт этот настолько характерен и типи-
чен для разной оценки одного и того же события Народ отлично понимает, что и начальство
членами одной и той же организации или партии поддерживает их вовсе не как евреев, не как угне-
одинаковых взглядов, образования, социального тённый народ и, тем более, как интеллектуальную
положения, и отличающихся друг от друга только силу, которую оно жестоко преследуют, а только,
еврейским или не-еврейским происхождением, что как жидов, т.е. людей, помогающих держать народ в
на нём следует остановиться и описать его более кабале и как людей, делящихся с ним, дающих ему
подробно. взятки и т.п.
Тем более, что подобные или аналогичные Рабочая фракция «Народной Воли», выпустив
конфликты очень часто можно обнаружить и в наше по поводу Екатеринославского погрома в 1883 году
время. прокламацию, разумела в ней, конечно, не евреев, а
36