Page 38 - Неоднородная Вселенная
P. 38
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
сути явлений, так и наслоением религиозных и философских представлений, господству-
ющих в конкретный исторический период.
Поэтому, золотые зёрна истинных знаний можно обнаружить, как среди сторонников
материализма, так и идеализма. Например, Иммануил Кант (1724-1804), основоположник,
так называемого, критического или «трансцендентального» идеализма в свой «докритиче-
ский» период (до 1770 г.) создал «небулярную космогоническую гипотезу, в которой воз-
никновение и эволюция планетарной системы выводятся из первоначального диффузного
облака частиц.
В то же время, Кант высказал гипотезу о существовании Большой Вселенной галак-
тик вне нашей галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения
— суточного вращения Земли и концепцию относительности движения и покоя. Исследо-
вания эти, объединённые материалистической идеей естественного развития Вселенной и
Земли, сыграли важную роль в истории диалектики .
17
«...Я полагаю, что первоначальным состоянием природы было всеобщее рассеяние
первичного вещества всех небесных тел или, как они (древнегреческие философы-матери-
алисты) их называют, атомов. Эпикур предполагал, что существует тяжесть, заставляющая
падать эти первичные частицы материи; она, по-видимому, немногим отличается от при-
нимаемого мной Ньютонова притяжения».
Кант видит в неопределимой склонности каждого вполне сформировавшегося миро-
здания к постепенной гибели своей один из доводов в доказательство того, что, в проти-
вовес этому, в других местах Вселенная будет создавать новые миры, чтобы восполнить
ущерб, нанесённый ей в каком-либо месте.
Происходит постоянное обновление природы, бесконечность творения достаточно
велика, чтобы, по сравнению с ней, какой-то мир или какой-нибудь млечный путь миров
рассматривается им так же, как цветок или насекомое, по сравнению с Землёй. В то время,
как природа украшает вечность разнообразием явлений, бог, в неустанном творении, по
Канту, создаёт материал для образования ещё больших миров.
«...Когда через всю бесконечность времён и пространств мы следим за этим фениксом
природы, который лишь затем сжигает себя, чтобы вновь возродиться из своего пепла,
когда мы видим, как природа даже там, где она распадается и дряхлеет, неисчерпаема в
новых проявлениях, а на другой границе творения в пространстве несформировавшейся
первичной материи она непрестанно расширяет сферу божественного откровения, дабы и
вечность, и все пространства наполнить его чудесами ...»
18
Опираясь на ньютоновскую механику, Кант пытается доказать несостоятельность по-
пыток объяснения образования планетарных систем, в частности, солнечной системы, по-
средством законов механики, которые, по его мнению, не в состоянии объяснить законо-
мерности поведения планет:
«...Если предположить (а этого нельзя не признать), что приведённые выше аналогии
17 Там же, с. 92-93.
18 «Антология мировой философии», Академия Наук СССР, т. 2, с. 97. Издательство «Мысль», Москва, 1970
г.
К оглавлению 38