Page 33 - Неоднородная Вселенная
P. 33
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
талантом, создаёт учение объективного идеализма. Отныне в греческой философии «ли-
нии Демокрита» резко и непримиримо противостоит «линия Платона». Под «материей»
Платон понимает беспредельное начало и условие пространственного обособления, про-
странственной разделённости множественных вещей, существующих в чувственном мире.
В образах мифа Платон характеризует материю, как всеобщую «кормилицу» и «воспри-
емницу» всякого рождения и возникновения.
Однако, «идеи» и «материя», иначе — области «бытия» и «небытия», противостоят у
Платона не в качестве начал равноправных и равносильных. Миру, или области, «идей»,
по Платону, принадлежит неоспоримое и безусловное первенство. Учение Платона не
оставалось одним и тем же, но, в течение долгой жизни Платона, развивалось и изменя-
лось. Важным этапом в развитии Платона оказалось его сближение с пифагорейцами.
Математические и космологические учения пифагорейцев, таких, как Архит и Фило-
лай, несомненно, стали известны Платону и должны были привлечь его внимание. В позд-
нем диалоге Платона «Тимей», посвящённом вопросам космологии, Платон прямо вкла-
дывает излагаемое им космологическое учение в уста пифагорейцев.
Согласно этому учению, мир есть живое существо, имеющее форму шара. Как живое
существо, мир имеет душу. Душа — не в мире, как его «часть», а окружает весь мир и
состоит из трёх начал: «тожде-ственного», «иного» и «сущности». Начала эти — высшие
основания «предельного» и «беспредельного» бытия, т. е. бытия идеального и материаль-
ного. Они распределены, согласно законам музыкальной октавы — в кругах, увлекающих
небесные светила в их движениях.
Окружённое со всех сторон мировой душой, тело мира состоит из элементов земли,
воды, огня и воздуха. Элементы эти образуют пропорциональные соединения — по зако-
нам чисел. Круг «тождественного» образует круг неподвижных звёзд, круг «иного» —
круг планет. И звёзды, и планеты — существа божественные, мировая душа одушевляет
их, так же, как и остальной мир.
Так как элементы земли, воды, огня и воздуха — телесны, то они, как геометрические
тела, ограничены плоскостями. Форма земли — куб, воды — икосаэдр, огня — пирамида,
воздуха — октаэдр. Небо украшено по образу додекаэдра. Жизнью мировой души правят
числовые отношения и гармония.
Мировая душа не только живёт, но и познаёт. В своём круговом возвратном движении
она, при всяком соприкосновении с тем, что имеет сущность, свидетельствует своим сло-
вом о том, что с чем тождественно, что от чего отличается, а также, где, когда и каким
образом всему бывающему доводится быть — по отношению к вечно неизменному и по
отношению к другому бывающему.
Слово этого свидетельствует одинаково истинно — как по отношению к «иному», так
и по отношению к «тождественному». Когда оно относится к чувственному, возникают
твёрдые истинные мнения и верования. Когда же оно относится к разумному, тогда мысль
12
и знание необходимо достигают совершенства .
12 В.Ф. Асмус. «Античная философия». Учебное пособие, с. 223-224. Изд. 2-е, доп. М., «Высшая школа», 1976
К оглавлению 33