Page 36 - Неоднородная Вселенная
P. 36
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
Несовершенная форма движения — движение сверху вниз, или, что то же, к центру
Земли. Вниз устремляются все тела, и только насильственная помеха может временно при-
остановить это их движение. Отсюда Аристотель выводит, что Земля не только занимает
центр Вселенной, но, кроме того, что она пребывает в нём неподвижно. Если бы даже воз-
никло движение Земли, оно могло бы происходить лишь временно, а затем, вновь прекра-
тилось бы.
Философское наследие древних греков стало фундаментом развития философии в
Древнем Риме, а затем и в Европе. В те или иные исторические периоды выдвигались то
одни, то другие положения, сформулированные теми или иными древнегреческими фило-
софскими школами. Ничего принципиально нового не было создано в эти исторические
эпохи. Только с приходом Эпохи Возрождения происходит очередное оживление фило-
софской и научной мысли, жёстко, к сожалению, регулируемой христианской церковью.
Одним из величайших философов и учёных этой эпохи был Леонардо да Винчи (1452-
1519), в большей степени известный, как величайший художник. Его научное наследие, на
много столетий опередившее время, незаслуженно забыто. Сохранились далеко не все его
научные работы. Вот, что он писал о Земле и Вселенной:
«...Земля — не в центре солнечного круга и не в центре мира, а в центре своих стихий,
ей близких и с ней соединённых; и кто стал бы на Луне, когда она, вместе с Солнцем, под
нами, тому эта Земля, со стихией воды, показалась бы играющей и действительно играла
бы ту же роль, что Луна, по отношению к нам. Вся речь твоя должна привести к заключе-
14
нию, что Земля — светило, почти подобное Луне ...»
Впервые высказывается мысль о том, что Земля не является центром мироздания, а
только одной из планет в солнечной системе. Само по себе, только это — грандиозное
продвижение вперёд в представлениях об устройстве мироздания.
Эти мысли продолжили своё развитие в работах польского астронома и мыслителя
Николая Коперника (1473-1543). Пытаясь понять устройство Вселенной, он выдвинул ряд
положений:
Первое положение. Не существует общего центра для всех кругов, т.е. небесных
сфер.
Второе положение. Центр Земли не является центром мира, а только центром тяже-
сти и центром пути Луны.
Третье положение. Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи кото-
рого находится центр мира.
Четвёртое положение. Отношение расстояния Солнца от Земли к удалённости небо-
свода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Солнца, так что отношение
это, в бездне небес, оказывается ничтожным.
Пятое положение. Всё, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе
14 «Антология мировой философии», Академия Наук СССР, т. 2, с. 88. Издательство «Мысль», Москва, 1970
г.
К оглавлению 36