Page 37 - Неоднородная Вселенная
P. 37
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она, вместе с бли-
жайшими её элементами, совершает, в течение суток, вращательное движение вокруг
своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу.
Шестое положение. Любое кажущееся движение Солнца не происходит от его соб-
ственного движения; это — иллюзия, вызванная движением Земли и её орбиты, по которой
мы обращаемся вокруг Солнца или же вокруг какой-то другой звезды, что означает, что
Земля совершает одновременно несколько движений.
Седьмое положение. Наблюдаемое у планет попятное движение и движение посту-
пательное не являются их собственным движением; это — тоже иллюзия, вызванная по-
движностью самой Земли. Таким образом, уже самого её движения достаточно, чтобы объ-
15
яснить столько мнимых различий на небе .
Коперник предполагал, что Вселенная имеет шарообразную форму в силу того, что
шар имеет совершенную форму:
«...Вселенная — шарообразна, как потому, что шар имеет самую совершенную форму
и является замкнутой совокупностью, не нуждающейся ни в каких скрепах, так и потому,
что из всех фигур, эта — самая вместительная, наиболее подходящая для включения и
сохранения всего мироздания; или ещё потому, что все самостоятельные части Вселенной
— я имею в виду Солнце, Луну и звёзды — мы наблюдаем в такой форме; или потому, что
все тела добиваются ограничения в этой форме, как это видно по каплям воды и остальным
жидким телам, когда они стремятся к самозамыканию. Поэтому, никто не усомнится, что
такова форма присуща небесным телам...
...Небо, по сравнению с Землёй, — необъятно, и ... оно являет видимость величины
бесконечной, а Земля, по оценке нашими чувствами, относится к небу, как точка к телу
или конечное по величине к бесконечному. Но ничего другого этим не доказано; и ниот-
куда не следует, что Земля должна покоиться в центре мира. ...Всё сказанное выше сво-
дится только к доказательству необъятности неба, по сравнению с величиной Земли. Но
докуда простирается эта необъятность, о том не ведаем».
Идеи Коперника продолжал развивать в своих работах Галилео Галилей (1564-1642).
В своём послании к Франческо Инголи, Галилей высказал мысль, что человеческая наука
16
никогда не сможет решить, конечна ли Вселенная или бесконечна. И далее :
«...Из достойных изучения естественных вещей, на первое место, по моему мнению,
должно быть поставлено устройство Вселенной. Поскольку Вселенная всё содержит в себе
и превосходит всё по величине, она определяет всё остальное и главенствует над всем.
Если кому-либо из людей удалось подняться, в умственном отношении, высоко над общим
уровнем человечества, то это были, конечно, Птолемей и Коперник...»
Развитие представлений о Вселенной сопровождалось, как гениальными догадками о
15 «Антология мировой философии», Академия Наук СССР, т. 2, с. 118-122. Издательство «Мысль», Москва,
1970 г.
16 «Антология мировой философии», Академия Наук СССР, т. 2, с. 227. Издательство «Мысль», Москва, 1970
г.
К оглавлению 37