Page 94 - OMTPZG
P. 94

Ленина и большевиков, вызывали интерес и уважение к молодой советской власти.
Тибетские мудрецы и буддизм вообще не признают другие религиозно-философские
системы, в том числе и христианство, а Единое божественное начало не связывают ни с
Иисусом Христом, ни с Мухаммедом, ни с иудейскими или другими богами. Поэтому атеизм
советской власти, отрицание и подавление религий был очень кстати тибетским ламам.
Возможно, это обстоятельство и сыграло главную роль в попытках установить
дружественные отношения с Советами.

       Глеб Бокий с Максимом Горьким

       Под влиянием Г. Бокия ОГПУ хотело выделить средства Н. Рериху, чтобы он вернулся
в Центральную Азию и возобновил контакты с «махатмами», но Чичерин помешал этому.
Тем не менее, позднее, в 1926 и 1928 гг., на средства ОГПУ все же были организованы две
экспедиции в Лхасу офицеров-калмыков, переодетых паломниками. Основной целью этих
экспедиций был сбор информации и исследование возможностей для дальнейшего
распространения коммунистической идеологии в Центральной Азии, а также расширения
сферы влияния Советского Союза. Офицеры-калмыки предложили Тринадцатому
Далай-ламе в обмен на сотрудничество с Советским Союзом гарантию независимости
Тибета и защиту от Китая. И. Сталин не был долгое время допущен к материалам
экспедиций. Г. Бокий не информировал его о тибетских исследованиях (И. Сталина не было
в списках ограниченного числа лиц, допущенных к «тибетским» тайнам, как и не было в
этом списке ни одного русского по национальности) и о ряде других тайн, что и явилось
одной из причин его ареста в 1938 году.

       На протяжении этого периода буддийские лидеры в Советском Союзе и Монголии
также пытались приспособить буддизм к существованию в коммунистическом обществе,
указывая на схожие черты этих двух систем. Начиная с 1922 г. ленинградский буддийский
храм стал центром обновленческого движения. Это движение, возглавляемое Доржиевым,
попыталось реформировать буддизм, чтобы приспособить его к советской реальности,
приблизив жизнь монахов к общежитийным нормам раннего буддизма. На первом
Всесоюзном съезде буддистов СССР, состоявшемся в 1927 г., Доржиев подчеркивал
схожесть буддийской и коммунистической идеологий, направленных на благо человечества.
Вслед за первой лхасской экспедицией ОГПУ Доржиев направил Тринадцатому Далай-ламе
письмо, восхваляющее советскую политику по отношению к национальным меньшинствам.
В письме говорилось, что Будда фактически был основателем коммунизма, что Ленин был
высокого мнения о Будде и был проникнут буддийским духом. Доржиев вновь пытался
использовать свое влияние, чтобы склонить Далай-ламу к повороту в сторону Советского
Союза, подобно тому, как раньше он старался сблизить Тибет с Россией, отождествляя ее с
Шамбалой, а императора Николая II – с Цонкапой. В 1928 г. ОГПУ направило в Лхасу свою
вторую экспедицию.

       К концу 1928 г. И. Сталин имел хотя и далеко не полные, но уже реальные рычаги
власти в СССР. Как он получил эти рычаги – отдельная большая тема. Остановлюсь лишь на
моменте, логично вписывающемся в нашу тему. После смерти Ленина И. Сталин не получил
должности председателя Совнаркома (правительства СССР), которую вплоть до смерти
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99