Page 91 - OMTPZG
P. 91
примерно наградить членов секретной экспедиции», – указывал царь военному министру
генералу Куропаткину.
Известно, что перед отправкой из Санкт-Петербурга члены экспедиции получили
тайную аудиенцию в Зимнем дворце, а по возвращении оставшихся в живых принял сам
император. Да, вернулись не все. В тот период, перед началом и во время Русско-японской
войны, Тибет был захвачен англичанами. Ряд западных экспертов уверенно утверждает, что
британцев, кроме возможности получения нового плацдарма, очень интересовали… тайные
знания, которыми с древних времён обладали тибетские монахи. И более всего
интересовалась этим непростым вопросом английская секретная служба. Позднее (и мы это
увидим чуть ниже) Тибетом заинтересовалась немецкая разведка и руководство Германии.
Дальше история Тибета связана с борьбой влиятельных государств за обладание этой
таинственной землей.
С 1900 по 1902 г. по Тибету путешествовал японский дзенский монах Экаи Кавагучи,
собиравший санскритские и тибетские буддийские тексты. На обратном пути, проезжая
через Британскую Индию, он сообщил индийскому шпиону Сарат Чандра Дасу,
работавшему на англичан (Сарат Чандра Дас посещал Тибет в 1879 и 1881 гг.), ложные
сведения о российском военном присутствии в Тибете. В то время Япония готовилась к
войне с Россией за Маньчжурию. Не так давно Япония заключила с Британией пакт
(действовавший с 1902 по 1907 г.), согласно которому каждая из сторон обязалась сохранять
нейтралитет в случае вступления другой стороны в войну. Похоже, что, сея раздор между
Англией и Россией, японский монах хотел «подстраховаться», сделав невозможной
поддержку России Англией в случае войны. Быть может, он также надеялся, что протесты
Британии по поводу Тибета отвлекут внимание России от Маньчжурии. Заметим также, что
как следует из материалов следствия по делу Блюмкина, первую порцию секретов Блюмкин
передал за хорошую плату именно Японии.
В своей книге «Три года в Тибете», изданной Теософским обществом в Бенаресе в
1909 г., Кавагучи писал, что он слышал о статье Доржиева, изданной на тибетском,
монгольском и русском языках, в которой тот утверждал, что Россия – это Шамбала, а ее
царь – перерождение Цонкапы. Однако сам он никогда ее не видел. Кавагучи также говорил
о создании японо-тибетской буддийской коалиции, но ни та, ни другая сторона никогда не
планировала ничего подобного. По крайней мере, документальных фактов по этой теме не
обнаружено.
Сведения, которые сообщил Кавагучи, а позднее и его книга стали широко известны
среди британских официальных лиц в Индии. Так, ее цитировал сэр Чарльз Белл, британский
чиновник в Сиккиме, в своей книге «Тибет: прошлое и настоящее» (1924 г.). Он писал, что
Доржиев склонил Далай-ламу на сторону России, рассказав ему о том, как Россия
покровительствует Бурятии, как все больше русских принимают тибетский буддизм и о том,
что, возможно, и сам царь примет эту веру.
Лорд Керзон, бывший вице-королем Индии в то время, когда Кавагучи распространял
свою дезинформацию, был одержим страхом перед Россией. Англичане всегда помнили
острый интерес России к Индии. Опасаясь, как бы Россия не взяла верх над Британией и не
монополизировала торговлю с Тибетом, он распорядился инициировать британское
вторжение в Тибет – так называемую экспедицию Янгхазбанда (1903–1904). Тринадцатый
Далай-лама вместе с Доржиевым бежал в столицу Монголии Ургу (сейчас – Улан-Батор).
Потерпев поражение, регент Далай-ламы подписал в 1904 г. Лхасский договор, в котором
признавался британский протекторат над Сиккимом и устанавливались торговые отношения
с Британией. Для защиты своих торговых интересов Британия разместила в Лхасе
дипломатический корпус и охраняющий его воинский контингент.
Спустя несколько месяцев в Маньчжурии началась Русско-японская война (1904–1905),
в которой русские войска потерпели поражение. Далай-лама по-прежнему находился в
Монголии, поскольку в 1906 г. Британия подписала с Китаем договор, подтверждающий
власть Китая над Тибетом. Вскоре этот договор стал предлогом для попыток Китая