Page 92 - OMTPZG
P. 92
аннексировать Тибет. При этом британцы очень сильно желали этой войны и способствовали
ее началу и поражению России. Далай-лама вновь послал Доржиева к императорскому двору
России с просьбой о военной помощи.
В конце 1909 г. Далай-лама ненадолго вернулся в Лхасу, но вскоре туда вошли
китайские войска. В начале 1910 г. Далай-лама бежал в Индию.
Вытеснив китайские войска из некоторых районов Кхама (юго-восточная провинция
Тибета), тибетцы вступили в переговоры с Британией, результатом которых стал
подписанный в 1914 г. в Шимле договор. Поскольку Британия не признала бы полной
независимости Тибета, Далай-лама пошел на компромисс. Британская сторона гарантировала
Тибету автономию при исключительно номинальном протекторате Китая. Британцы также
обязались не захватывать Тибет и не позволять сделать это китайцам.
Китайская сторона так и не подписала этот договор, и во время продолжающихся
пограничных столкновений тибетцев с китайцами в Кхаме Британия так и не вступилась за
Тибет. Далай-лама стал искать помощи в других местах.
Победа японцев в Русско-японской войне впечатлила Далай-ламу. Теперь его
заинтересовали реформы периода Мэйдзи и происходившие в Японии процессы
модернизации, которые могли бы стать образцом для модернизации Тибета внутри
буддийской культурной парадигмы. Итак, перед лицом сохраняющейся китайской военной
угрозы и в условиях отсутствия поддержки со стороны России или Британии Тибет
обратился к Японии с просьбой о модернизации тибетской армии. Особенно заинтересован
был в установлении тесных отношений с Японией фаворит Далай-ламы Царонг,
возглавлявший монетный двор и государственный арсенал Тибета.
Однако Далай-ламе не удалось обеспечить дальнейшую японскую военную помощь. В
1919 г. японские войска увязли в подавлении движения за независимость Кореи, захваченной
Японией в 1910 г. Затем, в 20-е годы, интересы Японии переключились на Маньчжурию и
Монголию, а Тибет оставался предметом внимания лишь для ученых-буддологов. Последний
японец покинул Тибет в 1923 г., когда великое землетрясение Канто разрушило Токио и
Иокогаму.
В декабре 1933 г. Далай-лама скончался. Тибет не восстанавливал отношений с
Японией вплоть до 1938 г.
Тем временем в России полыхали костры революций, устанавливался новый режим,
возникало новое государство. Революция дошла и до Монголии.
В 1921 г. монгольский революционер Сухэ-Батор провозгласил в Бурятии Временное
коммунистическое правительство. В течение долгого времени в Монголии были популярны
учения Калачакры. Воспользовавшись верой монголов в эти учения, Сухэ-Батор стал
преподносить их в выгодном для него ключе и говорил своим последователям, что если они
будут сражаться за освобождение Монголии от угнетателей, то в будущей жизни
переродятся воинами Шамбалы.
В 1920 г. на тибетской арене появляется барон фон Унгерн, бежавший в Монголию с
остатками своих войск после поражения от красных революционных отрядов. Объявив себя
потомком предводителя гуннов Аттилы, он пообещал монголам возрождение Великой
Монгольской империи и ее владычество над миром. Но для решения этой задачи ему
необходимы посвящения в ламы и тибетские знания. В этом Унгерн получил всяческую
поддержку, в том числе и от Лхасы.
Позднее, в 1921 г., Сухэ-Батор выбил войска Унгерна из Монголии с помощью Красной
армии. Он ограничил власть Джецун-дамбы и позволил Красной армии контролировать
страну. Власти коммунистической России воспользовались предлогом обеспечения
независимости Монголии, и ее защиты от возможной агрессии со стороны Китая. Части
Красной армии оставались на территории Монголии вплоть до смерти Джецун-дамбы в
1924 г. и последовавшего вскоре за этим провозглашения Монгольской Народной
Республики.
В это время в Монголии несколько месяцев находился советский ученый-парапсихолог