Page 90 - OMTPZG
P. 90
Владивостока, соединив этот город с Порт-Артуром. Впрочем, Николай II не принял
бадмаевские предложения относительно Тибета.
Бурятский монах Агван Доржиев (1854–1938) учился в столице Тибета Лхасе с 1880 г.
и стал одним из официальных оппонентов в диспутах (ассистентом-наставником)
Далай-ламы Тринадцатого. Он также сделался наиболее доверенным советником
Далай-ламы в политических вопросах.
Англо-китайский договор 1890 г. установил британский протекторат над Сиккимом.
Тибетцы не признали этот договор и чувствовали себя неуютно, догадываясь о видах
британцев и китайцев на их страну. И вот в 1899 г. Доржиев отправился в Россию, чтобы
проверить, можно ли рассчитывать на помощь в отражении потенциальной агрессии.
Доржиев был другом Бадмаева; он надеялся, что экспансия России в Северо-Восточной
Азии, на территориях, принадлежащих Китаю, дойдет и до Гималайского региона. Во время
этого визита, а также нескольких последовавших за этим приездов в Россию Доржиев был
принят графом Витте. От имени живших в Санкт-Петербурге бурят и калмыков Доржиев
также испросил позволения построить в столице буддийский храм. Хотя оба эти
предложения не заинтересовали российских официальных лиц, Доржиев направил
Далай-ламе письмо с отчетом, в котором выражалась надежда на получение помощи от
России.
Поначалу Далай-лама и его министры колебались; однако, вернувшись в Лхасу,
Доржиев убедил Далай-ламу обратиться к России за покровительством. Он заявил, что
Россия – это и есть северное царство Шамбала, легендарная страна, хранящая учения
Калачакры, и что император Николай II – перерождение Цонкапы, основателя традиции
гелуг. Он обосновывал это свое утверждение тем, что царь покровительствует традиции
гелуг, которой придерживались входившие в состав Российской империи буряты, калмыки и
тувинцы. Убежденный доводами Доржиева, Далай-лама вновь направил его в Россию в
1900 г.
В это время министерство иностранных дел России возглавлял князь Эспер Ухтомский.
Князь проявлял глубокий интерес к «ламаистской» культуре и позднее написал о ней
несколько книг. Он устроил встречу Доржиева с императором – это была первая из
аудиенций, где Доржиев выступал официальным представителем Далай-ламы. На
протяжении последующих лет Доржиев не один раз путешествовал из Тибета в Россию и
обратно, будучи посредником между царем и Далай-ламой. Однако ему так и не удалось
заручиться обещанием российской военной помощи для Тибета.
Немецкий тайный агент Вильгельм Фильхнер писал в своей книге «Sturm über Asien»
(«Буря над Азией»), вышедшей в 1924 г., что в период с 1900 по 1902 г. в Санкт-Петербурге
наблюдалось движение, стремившееся к включению Тибета в состав России. Впрочем,
похоже, что движение это ограничивалось усилиями Доржиева при поддержке Бадмаева и
Витте. Возвращаясь в Европу из своей второй экспедиции в Тибет (1899–1902), шведский
исследователь Свен Хедин – горячий поклонник Германии – имел аудиенцию у императора
Николая II. Позднее он писал, что у него создалось впечатление, что князь Ухтомский
подталкивал царя к установлению российского протектората над Тибетом. Однако на
основании письменных свидетельств, принадлежащих самому князю, нельзя сделать
однозначный вывод о его заинтересованности в этом.
Позже Николай II личным секретным указом предписал отправить в Тибет тайную
экспедицию русской военной разведки. Причём в состав этой экспедиции входили офицеры,
исповедовавшие буддизм и закончившие Академию Генерального штаба, а также военные
буддийские священники из Всевеликого войска Донского. Все они по национальности были
калмыками. Несмотря на многие трудности, экспедиция завершилась вполне удачно и
доставила в Санкт-Петербург важные сведения, которые были строго засекречены, доступ к
ним в Российской империи имели не более 5–6 человек. Надо полагать, что данные сведения
носили не только чисто политический характер, поскольку император лично уделял тайной
миссии повышенное внимание и периодически брал материалы для прочтения. «Надо