Page 32 - vovie
P. 32
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 31
Фальсификатор на папском престоле
В этой главе мы мысленно окинем взглядом деятельность многократно упоминавшегося
Пикколомини (с 1458 года – Папы Пия II), типичного представителя эпохи Ренессанса,
«фальсифицировал даже свою собственную жизнь, пытаясь добиться, чтобы она могла служить
примером для потомков» (как заявил Пауль Ц. Мартин 31 23.5.1998 в своем выступлении на
конференции в Леонберге). Возможно, чтобы добиться своего избрания Римским Папой,
Пикколомини пришлось подделать даже персональные данные. Эти документы до сих пор
хранятся в «Codex Reginensis » в Ватикане. День его рождения (24.8.1405) считался
исключительно неблагоприятным: Сатурн был в оппозиции к Солнцу, Луне и Венере; Марс – в
оппозиции к Меркурию – зловещее сочетание. Мало того, 24 августа простых смертных
классического Рима охватывал страх и ужас: именно в этот день, – так писал Цицерон-духи
имели обыкновение подниматься из преисподней.
Итак, Пикколомини изменил день своего рождения, выбрав, в соответствии с гороскопом,
исключительно благоприятный день, 18 октября 1405 г.: при восходе солнца в 6.49
наблюдались два классических счастливых сочетания: в парах Венера-Юпитер и
Солнце-Сатурн небесные тела находились под углом в 60° друг к другу, к тому же Меркурий в
астрономическом соединении с Венерой. Лучше не бывает.
А вот с местом рождения, которым ему хотелось сделать Вечный город, обмануть было
труднее: он родился в местечке Корсиньяно в Тоскане. Удалось только выкопать легенду о том,
что был в войске Суллы некий офицер Корсиний, в честь которого якобы и названа деревня.
Что еще оставалось Пию, кроме как застроить деревню роскошными домами, объявить городом
и учредить в нем епископскую кафедру? Город стал называться Пьенса (от pius- набожный,
благочестивый). В наши дни в Пьенсу съезжаются многочисленные туристы полюбоваться на
соборы, епископские дворцы и, прежде всего, на Палаццо Пикколомини, увековечивший
фамилию его семьи и выстроенный по его собственному проекту.
В миру он звался Энеа Сильвио, и свое будущее папское имя нашел у Вергилия (Энеида, I,
378): Sum pius Aeneas (Я Эней, благочестивый). Разумеется, он придумал себе герб и разместил
на нем соответствующий этому выражению девиз, который должен был предвещать трон Папы
Римского его близкому родственнику (его племянник, Пий III, управлял Вселенской церковью
26 дней). Предшественника же своего, Пия I (142-157, святого и мученика), он выдумал; его
письма признаны даже католическими богословами фальсификацией. Пикколомини считал себя
девятым по счету Папой Римским; вообще, цифру девять он называл святой и придавал ей
большое значение. Она часто повторяется в его удивительной автобиографии, оконченной как
раз к новому, 1464 году. Стилем и размахом она напоминает «Галльскую войну» Цезаря.
Начинается его жизнеописание с истории благородного семейства Пикколомини, исконных
римских жителей, переехавших, по несчастью, в Тоскану. Буркхардт на это замечает: «Будем
надеяться, что у него не возникало при этом неблагочестивое желание быть одним из Юлиев».
Однако полная треволнений жизнь Пия II и не нуждалась в приукрашивании. В 26 лет он
участвовал в Базельском соборе; затем был личным секретарем императора Фридриха III, из
рук которого принял корону Первого поэта. При его посредстве император встал на сторону
Папы Римского Николая V в борьбе с Базельским собором; за эту услугу Пикколомини был
пожалован епископской кафедрой в Триесте. В числе его достижений и решение Венского
конкордата объявить постановления Базельского собора недействительными и отобрать у
немецкой церкви с трудом достигнутые свободы. Десять лет спустя он сам стал Папой
Римским.
Энеа Сильвио Пикколомини был крещен в сохранившейся до наших дней купели
небольшой деревенской церквушки, так называемой пьеве, стоявшей поодаль от селения, за
сегодняшними городскими стенами Пьенцы. Над входом там изображено змееногое чудовище,
сопровождаемое с обеих сторон ужасными пресмыкающимися. В нише одного из окон стоит
31 Пауль Мартин, историк, экономист и известный немецкий журналист, является одним из ведущих критиков
историографии в современной Германии.