Page 60 - vovie
P. 60

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  59

вселенной Нина выбран годом рождения Авраама, так и 42-й год правления Октавиана Августа,
императора-миротворца, выбран годом рождения Иисуса. И (почти всемогущий) ассириец Нин,
и правитель Римской империи Август – отражения Бога на земле. И, наконец, Константин, к
чьей эпохе отнесен Евсевий, – являет собой пример божьего помазанника: он собрат
распавшуюся Римскую империю и ввел христианство в ранг государственной религии. Все эти
правители – лишь статисты в божественной пьесе. Более того: с появлением Иисуса сходит на
нет институт первосвященничества (при Ироде), «согласно пророчеству Даниила». В этом
вопросе сходство иудея Иосифа и христианина Евсевия очевидно, что позволяет предположить
не только одновременность, но и аналогичность религиозных оснований для создания текстов;
их сочинения вполне могли выйти из одного круга гуманистов.

       Однако некоторые поздние «отцы церкви» восставали против подобных, отдающих
язычеством взглядов. Григорий Назианский и в особенности Блаженный Августин отвергали
всяческое уподобление Сына Божьего земным правителям, что недвусмысленно указывает на
время их (отцов церкви) «происхождения»:

       Ренессанс. Из сочинения Блаженного Августина «О граде Божием» видно, что конкордат
давно заключен; церковь не борется с императором за власть, она стала вечной. «Рукописная
война», как и следовало ожидать, принесла свои плоды.

       По каким еще приметам можно проверить мою гипотезу о том, что Евсевий и его круг
были вымышлены в ХIII веке? Прежде всего, по языковым. Ведь даже церковная латынь –
пусть незначительно – но изменялась. Она улучшалась, как и положено искусственно
созданному языку. Следовательно, поздние тексты (например, Августина) должны в языковом
отношении отличаться в лучшую сторону от ранних (например, Иеронима). Так и есть, хотя это
и не абсолютное правило: «Широкомасштабная Операция», как мы уже отмечали, совершала
довольно хаотические пируэты.

       Давайте присмотримся к нравственным вопросам: ведь строгость нравов в первую
очередь должна быть обусловлена эпохой. Исследованиям этой темы можно посвятить тома
научной литературы; я не хочу здесь этим заниматься, однако мне кажется очевидным
следующее: Евсевий и люди его круга были страстными моралистами, которые не устают
клеймить убийства, прегрешения плоти и колдовство, и это вполне подходит к моральным
установкам второй половины XIII века, или, скорее даже, эпохе начала эпидемии чумы (с 1347
года). Напротив, Блаженный Августин, нечасто употребляющий такие слова, походит на
деятелей раннего Ренессанса: улучшение условий жизни в это время и освобождение от
фарисейских моральных норм делали яростные отповеди уже не столь актуальными.

       Еще один верный признак: эсхатологичность сознания. Евсевий и Иероним отрицают
апокалиптику и, словно бы отмежевываясь от него в щекотливом для того времени вопросе,
почти нигде не упоминают Юлиана Африканского. Еще бы: согласно Иоахиму Флорскому,
опаснейшему еретику, 1260 год был годом конца света.

Орозий и Григорий

       Давайте вместе с компетентным специалистом Гертрудой Бодманн проследим за
дальнейшим развитием системы летописания.

       Некто Орозий из Браги (Португалия) был послан Августином в Вифлеем к Иерониму,
чтобы продолжить его греческую «Хронику», с которой он ознакомился, однако, в латинском
переводе Руфина (395). В его труде появляется остроумная и свойственная совершенно
определенному образу мыслей игра слов. Так, ab orbe condito (от основания мира)
противопоставляется идее ad Urbe conditam (до основания Рима); Urbis orbis стоят рядом, как
при Римских Папах XVI века. Ему известно даже о времени ante urbem conditam , до основания
города (Рима): очень абстрактные и поздние представления, которые (как утверждает Бодманн
в самом начале), стали общеупотребительными около 1600 года. Орозий подчеркивает
«вечность» Рима, но не языческого, ведущего летоисчисление «от основания города», а
папского. Выполняющий политический заказ Орозий, выделив факт рождения Христа, даже
забывает упомянуть о таком значительном христианском событии, как крещение Иисуса в
Иордане. Это стало возможным только в поздние времена. Добавим сюда и его антисемитизм,
   55   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65