Page 61 - vovie
P. 61
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 60
появившийся в столь резкой форме только в XVI веке.
Бодманн с полным основанием предполагает, что числовых хронологических
конструкций – указателей дат и соотнесенных событий – как подспорье для хроник в
средневековье еще не существовало. Поэтому хроники должны были быть связаны между
собой цитатами и «продолжениями». Так, Григорий Турский (ум. в 594) конспектирует
«Хроники» Евсевия (332) – которую дописывали Иероним (378) и Руфин (395), – продолжает
хронологическое повествование до смерти святого Мартина («412 год от воскресения
Господня»), а потом и дальше – до своего времени (591).
Можно долго говорить о невозможном содержании его «Хроники», но я хотел бы
коснуться самой техники подобных «продолжений».
Хронисту, опирающемуся на некий данный текст, нужно принять его датировку и
продолжать летопись до своей собственной точки отсчета. Таковой для Григория явилась
смерть святого Мартина (Воинственного), чей головной убор (подобно шляпе святого Иакова)
стал боевым знаменем франкских королей. Выходец из Паннонии (современной Венгрии), в 375
году он стал епископом города Тура; дата его смерти неизвестна (предположительно, около 400
года), что само по себе довольно странно: обычно указывается не только год, но и день смерти
святого. Еще более странно, что Григорий, уделивший этому святому много внимания, пишет,
что тот скончался «в 412 году от Воскресения Господня», то есть примерно в 444 году (на 44
года позже предположительной даты) 64. От своего ложного начала исторических координат
отсчитывает он даты жизнедеятельности франкских королей: например, смерть Хлодвига
случилась «через 112 лет после смерти Мартина» и т. д. Он доходит до Теодеберта и Зигиберта
(своих современников), и тут даты снова совпадают с принятыми сегодняшней исторической
хронологией (расходясь всего на привычные сбои в 1-2 года). Это происходит оттого, что
независимых от Григория Турского свидетельств не существует, и вся наша историография
основывается на вымышленных данных.
Только так можно все это объяснить. Так что лучше уж не пересчитывать.
Уместен вопрос: почему же в XVI веке, когда манускрипты стали печатать, ошибки – хотя
бы арифметические – не исправили? Я думаю, это было невозможно. В 1520 году еще не
существовало надежной, способной послужить критерием хронологической системы. К 1629
году, когда, наконец, окончательно сформировалась система Скалигера, большинство текстов
было уже напечатано и введено в историографию. С какого места следовало начать корректуру?
В принципе, историки и сегодня занимаются корректировкой: выискивают разночтения,
описки, ошибки, словом, прилагают всяческие усилия, чтобы придать текстам достоверный
вид. Однако «лоскутный ковер», прирастая новыми заплатами, становится толще, но не лучше.
Но хуже фальшивых дат – умственные махинации. Чтобы упорядочить время начала
ночных монашеских псалмопении, Григорий Турский самолично наблюдал за звездами
(Бодманн, с. 179) и, по мнению современных специалистов, без каких бы то ни было
теоретических выкладок приводил точные астрономические данные. Это опять же отсылает нас
к эпохе Возрождения, когда даже великие астрономы, отказавшись шаг за шагом от
переписывания арабских звездных таблиц, занимались собственными наблюдениями.
Итак, «История» Григория Турского была создана в промежутке от начала
книгопечатания до конца XVI века.
Бэда Достопочтенный
Труд Григория в своей Chronica maiora (Большой хронике, «725») продолжает один из
наиболее влиятельных английских историков – Бэда Достопочтенный. Мы пропустим жившего
веком ранее Исидора Севильского, чью «Хронику» (в «Этимологиях», конец 5 книги, «от 626
года») я уже упоминал, – и вместе с Гертрудой Бодманн разберем творчество англичанина
Бэды.
64 Снова анахронизм? Идея такого счета слишком близка к летоисчислению Anno Domini , чтобы быть
использованной в столь раннее время.