Page 59 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 59
Лучше поверить этим немногим источникам, нежели верить хаосу, втиснутому в
историю компиляторами и к стыду XIX столетия остававшемуся по сие время
неприкосновенным, подобно фактическим сказаниям.
Уничтожив имя Скифов в истории, уничтожится и много имён мнимых народов,
каковы, например, как кажется, конюхи и опальные, помещённые у греков под именами
Heniochi и Apala. Что действительно конюхи, по-видимому, сочтены за особый народ,
явствует из следующего: в истории сказано, что Heniochi есть скифский народ, в Колхиде,
между Чёрным морем и Кавказом, которых греки называют также вожаками, т.е.
управляющими колесницами Тиндерид. Heniochos значит у них уздодержатель и вожак
колесниц! По нашему мнению, уздодержатель или вожак колесницы есть конюх. Неужели
же греки назвали конюхов особым народом? А более никакого занятия, ни дела, ни следа
этого народа не видно. Этих гениохов следовало бы и прежде Скифов вычеркнуть из
истории, несмотря на то, останутся ли они греческими гениохами и вместе с тем уздо
держателями или будут славянскими конюхами. Но вообще должно заметить, что между
словами Heniochi и конюхи есть много созвучности, а в занятиях тех и других совершенное
тождество.
Под Apala мы подразумеваем опальных на следующем основании: опальные русские
геты, опальные сабины и из разных окрестностей тати основали Рим; опальные мнимые
Скифы образовали половцев; опальные Руссы образовали Запорожскую сечь. Очень
естественно думать, что греки получили сведение об своих Apala от Скифов, а Скифы
подразумевали под ними своих опальных. (Вероятно, что половцы вначале не принимали
ещё в своё сообщество татар и потому не могли составить смесного народа, какой они
представляли впоследствии, а были чистые Скифы.)
Попытаемся теперь разыскать: отчего Скифы могли получить такое название из
Геродота видно, что Скифами греки называли ещё до него народ, признанный нами за
Руссов; следовательно, в то время они ещё менее были знакомы со Скифами и могли назвать
его произвольно, как мы называем по сие время американских индейцев огненными. Первое
замечательное для них, часто повторявшееся у Скифов слово могло служить тому
основанием. Славяне же имели всегдашнее обыкновение называться не родовым, а видовым
именем, почему грекам и трудно было затвердить все эти названия. Но торговый народ в
России имел и имеет по сие время обыкновение употреблять при каждом торговом деле
слово «почёт»; он употребляет его при требовании уступки и при делании таковой, он
говорит: почтите меня, что значит уступите; или я вам делаю почёт, т.е. уступаю. А как
мнимые скифы знакомились с греками на путях торговли, то нет сомнения, что
древнеобычный привет Русских: «чтите», а по другому великорусскому наречию «цтите» -
дал повод римлянам называть их сцитами, а грекам - Скифами.
Что честь была характеристической чертой славянских племен, явствует и из народных
песен, где воины ищут себе чести, а князю славы. Из этого становится ясным, откуда
произошло и название Славян как эпитетного имени Руссов и других племён. Не
царственные ли Скифы назвались прежде всех славными, а воинственные чтимыми?
На вопрос: куда же девались Скифы? Мы указываем сперва на историю. История
отвечает нам на этот вопрос обычной эпитафией: Со 150 года до Р. X. имя Скифов исчезло в
истории.
Но каким образом оно исчезло? Истребились ли все Скифы или переселились куда в
Азию? Видно, что этот вопрос кидался и прежде каждому в глаза, а потому возникли
толковники: одни говорили, что Сарматы, переселенные на Дон, истребили Скифов, а
другие, заметив, что это невозможное дело, объявили, что Скифы выселились.
Рассмотрим оба эти предположения:
1. Скифы истреблены Сарматами. Скифы - это, по Фукидиду, многочисленнейшее
племя в мире, и при том воинственное, никак не могло быть уничтожено их же, не более как
придонской, колонией; смешно даже и подумать что-нибудь подобное.
Эта колония могла сделать то же, что сделали Сарматы-лимиганты; допустим даже, что