Page 61 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 61
ящероглазых. Нам кажется это мнение ошибочным, во-первых, потому, что нельзя назвать
славян ящероглазыми, во-вторых, не у всех племен славянских одинаковые глаза, в-третьих,
сарматами названы были некоторые племена и неславянские, как, например, Финны (у
Птолемая) и, наконец, оказывавшееся Сарматам предпочтение пред другими племенами,
вероятно, основано было не на ящеричных глазах.
А что Сарматам оказывалось предпочтение, явствует из того, что их переселяли Скифы
к себе, кельты к себе, римляне к себе и византийцы к себе, тогда как прочих, как, например,
гетов побеждённых, они продавали в рабство и часто истребляли мечем. Если бы Сарматы
были мирный народ, то, может быть, они и могди бы заслужить такое предпочтение, но,
наоборот, они более всего и беспокоили римлян. Вероятно, Сарматы пользовались этим
предпочтением по какому-либо особенному искусству или ремеслу.
Мне кажется, что корень этого слова надобно искать в славянском языке, как и корень
имени Скифов. Известно, что вначале у греков со Славянами (скифами) были сношения
только на путях торговли. Известно также и то, что на ярмарках спрашивают купцов по
товару, а не по стране, в которой они живут, так, например, говорят: приехали ли железники
или кожевенники? Когда будут рыбники? И т.п. очень естественно, что и на тогдашних
торжищах греки называли людей по товару, как, например, торговавших лунтаями - Lantani,
курпами - Carpi, зипунами - Zipani, Sipani, какатами - Zacati, малахаями - Malachita,
струснями - Strusi, Sturni, харапаями - Carpagi, чепанами - Cepini, бродцами (рыболовными
сетями) Brodnizi. На этом же пути и сыромятники могли получить название Sarmatae или
Sauromatae. Во многих местах Малороссии и теперь называют сыромятников сырмате, а
мастеров дубленых кож - кожемате.
Если принять это в основание, тогда нам ясно будет, почему историки писали
Scythae-Sarmatae, Venedi-Sarmatae, Lugiones-Sarmatae и пр., ибо тут уже разделение
сыромятников по народам, для определения относительной ценности и доброты товара.
Известно, что приготовление сыромятных кож принадлежало преимущественно
Славянам, и товар этот шел во все страны, когда еще делали из него и конскую сбрую, и
воинские щиты [51].
Всеобщая потребность этого товара действительно могла быть побудительной
причиной всюду переселять сарматов при первой к тому возможности. Этим положением
объясняется, что сыромятный товар составлял одну из главнейших ветвей торговли Славян.
Этим же положением определяется и скорое распространение имени сарматов на местах
Скифов и прочих Славян, никогда не трогавшихся с места. Этим объясняется, почему
переселённые скифами сарматы были скифского племени; этим объясняется, почему в
птолемаевой Сарматии сидят еще скифы, славяне и ахтырцы не сарматы. Объясняется
почему его Скифия совпадает с Сарматией. Становится ясно, что Птолемай в своем
описании Сарматии смешал два описания, а именно показание размещения племён и
показание размещения торговых производств, где он на том же основании принял и названия
Carpi, Strusi и пр. за особые племена.
В дополнение скажем, что и фракийцы имели сыромятников, которых греки называли
Zyrmadae. Что фракийцы были Славяне, об этом будет ещё говорено особо.
Скилакс еще в 390 г. до Р. X. называет их
букву «ы» не могли греки заменить буквой i своего алфавита, а потому, чтобы
приблизиться к настоящему выговору «ы», они ставили «v» или «аv».
Переселение Кимров как совпадающее с переходами торговли также легко бы могло
объясниться этим. Сначала сосредоточение торговли было у устьев Днепра и Буга, когда ещё
существовала, по Геродоту, Гелонь, а по-нашему Волынская торговая область. Но когда
Винета проложила по Волге прямой путь на восток, тогда упала торговля при берегах
Чёрного моря, направив путь свой уже по Риону и Куре в Каспийское море, а Кимры из