Page 54 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 54
АЛАНЕ
У Птолемая Алане названы Скифами, у Маркиана - Сарматами, а в грузинской истории
- Россями. Аммиан описывает их как Руссов. Но в дополнение заметим, что река, называемая
ныне Somme, орошавшая некогда поля древней Алании, там существовавшей, называлась в
то время Самарою, а город, построенный на обоих её берегах, нынешний Amiens, носил имя
Самаробреги (берега Самары). - Этих двух названий достаточно, чтобы утвердительно
сказать, что Алане были Славяне; ибо как Самара - славянское имя, так бреги - славянское
слово.
Хотя эти частные доводы и близко объясняют то, что мы доказать намерены, а именно,
что названия: Скифы, Сарматы, Яцыги, Роксолане, Алане - относятся все к одному и тому же
народу; но если делать этот вывод из суммы общих сказаний, то нет никакого средства
исполнить это, не приведя наперёд все эти племена и народы к одному знаменателю. Без
этого не представляется возможности определить, которому из пяти имён: Скифам ли, или
Сарматам, или Аланам, или Руссам, или, наконец, Славянам - следует отдать право на
коренное название народа, жившего в стране, составляющей ныне Россию; ибо Геродот
говорит, что Сарматы скифского племени, Птолемай называет Славян и Алан Скифами и тех
же Славян и Алан, а вместе с ними слованцев Сарматами; он же говорит, что Скифы
сарматского племени. Плиний называет хазар Скифами, сербов - Сарматами, роксолан -
Аланами; Страбон - Сарматов Скифами, Роксолан Аланами; греки, по Нестору, - Славян
Скифами; Свидас и древняя география - древних Руссов Скифами; Константин
Багрянородный, Анна Комнена, Лев Диакон и Киннам - Руссов христианских Скифами;
Маркиан Гераклейский - Алан Сарматами; Халкокондила - Руссов Сарматами, Прокопий -
венедов Сарматами; Диодор - ассирийцев и мидян Сарматами; в Пеутингерских таблицах
венеды названы Сарматами; у Скимна Хиос и в Periplus Pont. Eux. Алано-руссы названы
Сарматами; Адам Бременский - венедов Скифами, а Папа Сильвестр II - Сарматами;
Клуверий - венедов и слованцев Сарматами; Иордан - Славян Сарматами; Антон - будинов,
роксолан и сербов Сарматами; Шафарик - роксолан, алан и яцигов Сарматами; Аммиан
Марцелин и блаж. Иероним - яцигов и паннонцев Сарматами; грузинская история - Алан
Россями; Прокопий - антов и славян Аланами; некоторые историки говорят, что Aorsi
Сармато-скифский народ.
Если считать все эти пять народных прозваний за принадлежавшие и отдельным
народам, то должно допустить, что в истории есть выражения, свидетельствующие о
совершенном отсутствии логики, и образцы бессмыслицы, как, например, Скифский народ в
Европейской Сарматии славянского племени; или Скифы сарматского племени; Сарматы
скифского племени; Аланы-Скифы и Аланы Сарматы и т.п.
Единственное средство для соображения всего этого родства и сватовства народов
состоит в приведении их в общие таблицы и составлении из них генеалогического чертежа
по родству их.
Вот они: