Page 64 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 64

другой причине. Относительно же того, что Ахтырцы производили золотые ткани, мы можем
               сказать, что ещё лет сорок назад лучшие  фоты [52] назывались  ахтырскими,  а похуже
               которые  -  московскими, почему первые накидывались только в двунадесятые праздники.
               Ахтырские фоты назывались также травчатыми.
                     Хотя Геродот и говорит, что будины и гелопы за сарматами; но он же в другом месте
               говорит,   что   будины   соседили   нурянам,   что   близ   нынешней   Галиции;   а   потому   этим
               нисколько не опровергается наше мнение, что волыняне (гелопы) сидели по правую сторону
               Днепра, т.е. от Ахтырцев на запад; ибо волинская (волынская) торговая область захватывала
               много племён, и Нестор пишет, что впоследствии присоединились к волынянам дулебы и
               бужане, то не мудрено, что и гелони (волыняне) у Дона составляли какое-либо особое племя
               и   только   потому   названы   Гелонами   (Волынянами),   что   они   принадлежали   к   вольной
               торговой Волынской области.
                     Так как по нашим доводам оказывается, что Агафирсы сидели рядом со скифами, то и
               была возможность Спаргапиту, царю Агафирсов, предательски убить царя Скифов Ариапита
               (Геродот).
                     Имена   царей   обоих   этих   племен   также   указывают,   что   Агафирсы   и   Скифы
               принадлежали к одному племени, и этим же подтверждается, что показанное в скифской
               легенде родство трёх племен и относительное их между собой размещение взяты были в
               легенду с натуры и лишь только украшены мифом.
                     Итак,   не   веря   уже   новейшим   толкователям,   что   Агафирсы   жили   в   Карпатах,   мы
               утверждаем,  что  они  жили  в  Харьковской  губернии,  на  реке  Гусинце,   где  ныне  город
               Ахтырка, и что настоящее имя их Ахтырцы.
                     Если б даже вздумал кто доказывать, что Ахтырка построена гораздо позднее, то мы
               готовы допустить и это, не зная настоящего времени её построения; но если это город новый,
               то что же дало повод назвать его Ахтыркой? И в таком случае мы можем предполагать, что
               там было село или деревня, сохранившая нам это имя. Ведь знаменитая Винета составляет
               же   теперь   деревню;   столица   древлян   Коростень   не   более   деревни;   древняя   Булгара
               представляет одну груду камней; а имена их сохранились не только в истории, но и на самых
               местностях; но есть  также  и возобновленные из деревень  новые города на тех местах.
               Почему же Ахтырке нельзя приписать периода ее ниспадения от города до села и нового
               восстания городом! Но, может быть, Ахтырка и не переставала быть городом, но только
               умалилась своим протяжением и величием, подобно Новгороду.



                                                        ВЫПУСК III
                                                    ПРЕДИСЛОВИЕ



                     Непредвиденными   обстоятельствами   остановлено   было   продолжение   печатания
               материалов для древнейшей славянской истории, и тем прерван был предназначавшийся им
               периодический   их   выпуск.   В   оправдание   наше   пред   теми   благосклонными   читателями,
               которые неоднократно возбуждали нас к продолжению нашего труда, свидетельствуя тем
               своё внимание к нему, мы скажем только, что отвращение препятствия превышало тогда и
               силы, и средства наши; ныне же мы спешим восполнить утраченное временем и печатаем за
               раз два выпуска.
                     В 3-м выпуске мы поместили извлечение из руководства Зороастра, написанного им
               для   колонии   Венедов,   переселявшихся   в   то   время   из   Бактрии   на   Балтийское   поморье,
               служащего   в   настоящее   время   старшим   и   лучшим   указателем   на   источник   славянской
               истории. Сказания этого древнего мудреца и обстоятельства, им изложенные, мы сличали с
               другими позднейшими данными, и общий вывод наш представляем здесь учёному миру на
               рассмотрение.  Благодаря профессору восточных языков в Берлине г-ну Петрашевскому,
               ближе ознакомившего нас с Зороастром, нежели как это сделал Анкетиль дю Перрон, мы уже
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69