Page 88 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 88
Славяно-русского племени заложен был город под названием Русислава, ныне Rosslau, на
Лабе (Elbe), свидетельствующий второю половиною своего названия как о Славянстве
Руссов, так и о счастливой их битве на этом месте.
Этими доводами свидетельствуется, что Новая Руса со всем своим округом, до
Фриш-Гафа, была заселена Славяно-русским племенем, и туда именно отправились Руссы
Новогородские из Старой Русы и основали там эту Новую Русу.
5. Мы приведём здесь ещё одно доказательство, найденное Г. Морошкиным, и
дополним его обстановкою наших доводов для убеждения в том, что эта часть
прибалтийская называлась также Россией и составляла некогда отдельное государство. Он
говорит: в 936-м году в уставе о привилегии турниров в Магдебурге Императора
Генриха-Птицелова упоминается о римско-католических Руссах, состоявших по списку
чинов империи в войсках Саксонского Герцога. А именно Belimarus princeps Russiae и
Radebotto, dux Russiae (Велемир, князь Русский, и Радибрат, воевода Русский [82]. В
восточной России был тогда великий князь Игорь - один. Да и вообще должно заключить,
говорит он далее, что эти Руссы были близкие соседи Саксонцам, ибо германские
императоры подчиняли обыкновенно покорённых ими Славян ближайшим к ним герцогам и
маркграфам (пограничным графам или военачальникам).
По его, Морошкина, розысканию, из грамоты епископа Любского, Петра I, о
перенесении епископской кафедры из Любека (Lubus - Любечка) в Фюрстенвальд 1773 года,
с подтверждением о том любского епископа Иоанна, 1385 года, видно, что соборная церковь
этого епископа была некогда в России (olim in Russia sedem habebat Cathedralem); далее из
грамоты видно, что эта церковь была в Горицах, близ Франкфурта, что на Одре (славянской
Отдаре).
Этот город Горицы существует и теперь под тем же именем, как мы указали выше. А из
этого явствует и протяжение западной, или прибалтийской России внутрь Германии до
самых пределов тогдашней Саксонии или до Бранибора (браннаго бора), нынешнего
Бранденбурга, и до берегов Эльбы, или Лабы, при которой лежит город Русислава (Rosslau);
следовательно, почти вся нынешняя восточная Пруссия составляла в то время поморскую
Россию, что нам свидетельствует и тогдашнее ее название Borussia (Порусь - порусы, в
котором только славянская буква П заменена латинскою В). Итак, древние Пруссы были
Поруси, или Руссы поморские.
Этими доводами легко объясняется: к какой княгине Руссов (Рутенов) посылал Оттон в
961 году монаха Адальберта для введения латинского христианства, ибо мы ясно указали,
где жили эти Рутени, составлявшие вторую, западную или приморскую Россию. Но сверх
того видно из трирских монастырских летописей, что Адальберт отправился к этой Княгине
через северную Германию, тогда как к Великой Княгине Ольге нужно бы было ехать через
южную часть её; а во-вторых, когда народ Руссы прогнали его, то он бежал в ближайшее
немецкое государство, и именно сказано, что в Саксонию, которая граничила с этою
приморскою Русью; из Киева же ему ближайший путь к христианам был в Польшу,
Моравию и маркграфство Австрийское, называвшееся тогда еще Ostmark. Только
позднейшие немецкие писатели шлёцеровской школы вздумали вклеить без доказательств в
своих записках в виде пояснения тёмного места (потому что Русская княгиня не названа в
летописях трирских по имени), что Адальберт отправлялся будто бы к Великой Княгине
Ольге, матери Святослава; они не обратили внимания на то, что их показание составляет
анахронизм. Да и сам трирский современный летописец говорит, что в эту поездку
Адальберта они в первый ещё раз узнали кое-что о северных славянах; а из этого явствует,
что намёк идёт не на Киев, лежащий под одною широтою с Триром, а на Русь Поморскую,
которая сидела на пять градусов севернее Трира.
6. Этих же самых поморских Руссов мы находим на том же месте и в Датской истории,
из которой видно, что вблизи от Скандинавии были две России, ибо в ней сказано, что Ивор
в начале 7-го века овладел всею Скандинавиею и северным берегом до самой восточной
России. - Вот первая Россия, ибо здесь подразумевается, без всякого сомнения