Page 91 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 91
отходящих из них кораблей на всем пути своем от грабительства морских разбойников.
Это исследование могло бы войти в историю до-Рюриковской Руси следующими
словами:
Лет за 400 или и более до Рождества Христова жители Русы алаунской сделали
выселок к Балтийскому морю, основали там много городов, между которыми один назван
был Новою Русою; после чего Руса алаунская стала называться уже Старою, а Руса
поморская Новою. Поводом к этому переселению было, вероятно, желание придвинуться к
центру славянской торговли Венедов на поморье, которая древностью своей восходит до
торговли Финикиян в этом море. В этой Новой Русе образовалась каста вольных воинов,
нанимавшихся в виде древней славяно-русской повольницы для охранения торговых
кораблей от морских разбойников, называвшихся на Руси поляницею. По обязанности их
варять (плавать) по всем водам, по которым шли торговые пути, они прозваны были
варягами. Впоследствии и другие народы по мере развития их торговли обзавелись своими
варягами, заимствуя у Славян и название для них; так, Шведы называли своих варягов:
Afvariagr. Эти варяги славянские имели своих князей (каковых у прочих народов не
существовало и они заменялись конунгами), из числа которых призваны были три брата для
удельного княжения в Новогородской области, в то время когда в её народном правлении
стали появляться беспорядки, доходившие до того, что некогда сильные Новогородцы
вынуждены были заплатить дань напавшим на них варягам, не имевшим, вероятно,
достаточного занятия при торговых делах. Эти Новоруссы приняли христианство около
времён императора Отгона между 891 и 900 годах, но в первую попытку Оттона обратить их
к христианству прогнали из своих владений присланного к ним из Трирского монастыря
монаха Адальберта.
Со времени образования Ганзейского союза и заведения им собственного своего войска
для охранения кораблей вольнонаемные варяги оказались уже излишними и вместе с тем
исчезло и их прозвание варягами. Варяги при стоянке охраняемых ими кораблей, вероятно,
пользовались также выгодами торговли, занимаясь разноскою товаров по домам, ибо во
многих местностях великороссийских осталось по сие время название варягов за
разносчиками товаров по домам.
ТРОЯНЕ
Дополнение к прежней статье
В первом выпуске нашем мы говорили о Троянах как о славянском племени; мы
основывали доводы свои на народных сближениях, параллелях и отношениях, и нет
сомнения, что при строжайшем критическом исследовании всей старины, на что потребны,
может быть, десятки лет, найдётся столько уяснений этого дела, что старая схоластическая
школа истории совершенно падёт и начнут верить не в мёртвую букву греков и римлян, а в
здравый смысл и основанный на нём критический разбор. Тогда предания Италии,
Скандинавии и Франции уяснят нам многое о Троянах. Но приведём наперёд некоторые
факты помимо этих доводов.
1. Историю покорения Трои писал Дит, грек, и Дарий, а по другим Дарет, фригиец. Оба
они были личными свидетелями этой битвы и оба утверждают, что Трояне не знали
греческого языка во время пристания к Берегам их Язона. Этим ясно определяется, что
Трояне не греческого племени. По сказанию тех же летописцев, Трояне называли греков
зверонравными; этим свидетельствуется, что просвещение Троян было выше такового же у
греков. Впрочем, это последнее мнение подтверждается ещё и тем, что Троянам известны
уже были живопись, механика, музыка, комедия и трагедия, когда греки знали одну только