Page 83 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 83
свидетельствуют, что Парси или По-Рси имели свои письмена и находились на высокой
степени образованности, занимались хлебопашеством, скотоводством и торговлей. Хотя
большинство их было развращено в его время, как он сам на то ясно указывает, но это судьба
всех народов, отживших золотой век свой. Мы видим из истории, что и греки, и римляне
предались по миновании золотого века своего также разврату и тем не только погубили свою
самобытность, но и упали нравственно и умственно ниже многих окружавших их народов.
Самого Зороастра мы считаем глубоким мудрецом и политиком своего времени. Он не
надеялся произвести своими поучениями влияние на всю массу народную, а потому решился
действовать только на избранных, дабы извлечь их из среды соблазна особой колонией на
место, отдалённое от родины, чтобы отдаленностью именно прервать всякое сношение
между избранными им, чистыми, с оставшимися, растлёнными в страстях и пороках.
Если б кто вздумал сказать на это, что Зороастр был один на такой высокой степени
образования, как блуждающий огонь на болоте, то мы возражаем: нет! Его глубокие, чистые,
здравые и разумные мысли должны были понять все его новые колонии, ибо без этого они не
могли бы и состояться. А притом довольно упомянуть, что Венеды, современные Зердесту,
имели уже в числе предков своих Финикиян, Эфиоплян, Египтян, Карфагенцев, Фиванцев и
вынесли с собой на Балтийское поморье грамотность, понятия о едином Боге, о бессмертии
души и о высокой добродетели гостеприимства, услаждающего бытие каждого человека,
даже чуждого, забредшего странника! И всё это было за 2000 лет до Рождества Христова,
следовательно, прежде, нежели греки научились у Финикиян, Лидийцев и Эфиоплян
грамотности; даже прежде, нежели получили условную оседлость между этих славянских
племен!
Любопытно было бы взглянуть и на врачебные знания Парсов, их глубокое уважение к
жизни человеческой, выясняющееся из понятий не только о болящих и в особенности о
мнимоумерших, но и об окружающих тех больных здоровых людях, могущих подвергаться
заразам, одним словом: на их гигиену, диэтетику, семиотику и терапию, не носящих хотя
пышных заглавий отдельных медицинских наук, но в общей массе своей под простой
фирмою знания, обязывающих читателя к полному уважению сведений, основанных на
тонких наблюдениях и разумных опытах. - Но этот труд составил бы уже отдельный взгляд,
не касающийся политической жизни народа, а потому мы и предоставляем его историкам
врачебной науки.
СКИФЫ И САРМАТЫ
Дополнение к прежней статье
Во втором выпуске мы старались уяснить, что прозвания Славян Скифами и Сарматами
отнюдь не составляли родовых или племенных названий, ибо в противном случае нельзя бы
было сказать, что Сарматы Скифского племени или Кельтоскифы Кельтского племени;
кроме того, Скифы и Сарматы не совпадали бы у древних историков и географов на одном и
том же месте. - Мы доводили, что название Сарматов произошло от сыромятников; и
действительно, выделка сыромятных кож до новейших времен известна была одним
Славянам, подобно тому, как и выделка юфти. В том же выпуске мы объяснили
обстоятельство, по которому греки могли прозвать Славян Скифами. Но есть ещё другой
довод, который, кажется, гораздо ближе подходит к сущности дела и доказывает, что
названия Скифы и Сарматы составляют синоним, но только на разных языках, ибо означают
один и тот же предмет. На греческом языке
(скутос) означает у адриатических греков «кожу» (cutis), а у понтийских греков