Page 19 - EvRiSR
P. 19
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
торговли на таких же основаниях, как это дозволено безопасности, под сенью твоего благоволения и под
законом купцам других русских губерний в Риге. охраной твоего скипетра, в согласии с природными
жителями. Как и они, мы восхищаемся твоим вели-
Ежели, далее, эти купцы отправят для поселе- чием, как и они, мы счастливы тем, что мы твои
ния в Новороссию своих приказчиков, уполномо- подданные».
ченных и рабочих, то выдавать им для безопасного
пути, независимо от их вероисповедания, надлежа- Такою же одою встретили Екатерину и Моги-
щие паспорта и давать им провожатых. лёвские евреи, и Полоцкие. Последние, в её честь,
устроили на Двине блестящую иллюминацию.
Ежели, наконец, из Митавы прибудут три или
четыре человека, которые пожелают отправиться в Теперь это событие забыто, а, между тем, оно
Петербург из-за требований к казне, то выдавать им заслуживает особого внимания, особенно в наше
паспорта, без указания их национальности и не время, когда, в результате длительной и целе-
наводя справок об их вероисповедании, а обозна- устремлённой пропаганды, во всём мире существу-
чать в паспортах только их имена. ет мнение, что евреи в России всегда и во все вре-
мена были преследуемы, лишены элементарных
Для удостоверения своей личности эти люди гражданских прав и подвергались гонениям.
предъявят письмо, находящегося в Петербурге,
купца Левина Вульфа». Забыты и указ Екатерины II 1791 года, уравни-
вающий евреев в правах с купцами, ремесленника-
Таким-то таинственным образом было начато ми и мещанами тех городов и местечек, в которых
водворение евреев в Россию. они проживали в момент, когда эти города и ме-
стечки, бывшие раньше польскими или литовскими,
Как видно, самодержавие Екатерины II не стали городами и местечками России.
освобождало её от необходимости очень и очень
считаться с мнением и вкусами окружающих её лиц Забыт и указ императора Александра 1, кото-
и даже широких масс русского народа, для которого рый в 1804 году открыл свободный доступ евреям к
все «жиды» оставались «врагами Христовыми». По- образованию, гласящий: «все евреи могут быть
этому-то в письме тщательно избегается слово «ев- принимаемы и обучаемы, без различия от других
рей». детей, во всех российских училищах, гимназиях и
университетах».
Однако, Браун, очевидно, понял желание Ека-
терины или же ему объяснил его на словах Ртищев, Забыты и стипендии еврейским мальчикам,
Последний был немедленно командирован в Мита- обучавшимся в светских училищах, в то время, как
ву к русскому посланнику при герцогском дворе не-еврейские мальчики таковых стипендий не име-
фон Смолину с секретным поручением, и 7 мая 1764 ли.
года он вернулся от Смолина с семью евреями.
Зато, обо всех ограничениях не забывается и
Евреи, которые водворялись в Новороссии постоянно напоминается, чем создаётся картина
были митавские купцы — Давид Леви, Моисей Арон, России, как страны еврейского бесправия и страда-
Израиль Лазарь и рабочий Яков Маркус, к которым ний.
заботливая Екатерины не преминула присоединить
раввина Израиля Хаима и его помощника Натана Ав- Обо всём этом будет более подробно сказано
рама из Бирзена, и даже «моэля» Лазаря Израиля, в дальнейшем. Как о мероприятиях Правительства
очевидно, в видах устроения религиозных потреб- России, уравнивающих евреев с остальным населе-
ностей будущей еврейской общины. нием, так и о ряде ограничений, равно, как и о при-
чинах, эти ограничения, в своё время, вызывавших.
9 мая эти евреи, в сопровождении Ртищева,
были отправлены в Петербург, причём, генерал- Дальнейший рост числа евреев в России
губернатор в сопроводительном докладе заявил, что
он «не ручается за то, чтобы в этом деле удалось Содействуя и способствуя поселению евреев в
сохранить тайну, так как евреи прибыли в Ригу от- России, Екатерина II вряд ли предполагала, что
крыто и их отъезд, насколько он знает эту нацию, вскоре исторические события сами приведут в под-
тоже едва ли будет сохранён в тайне». данство Российских императоров не отдельные ма-
ленькие группки евреев, как это было в 60-х годах
Если вспомнить, при этом, что в то время, и 18 столетия, а сотни тысяч.
ещё много позже, до сороковых годов 19-го столе-
тия, рижско-немецкое бюргерство, имевшее евро- Как уже упомянуто выше, в результате терри-
пейский облик, вело борьбу за недопущение посе- ториальных изменений конца 18 и самого начала 19
ления евреев в Риге и за разрешение приезжающим столетий, Россия получила не только русские земли
на время евреям проживать только в одном заезжем бывшей Киевской Руси, много веков находившиеся
дворе, в Московском форштате, то можно оценить, под властью Польши, с коренным русским (мало-
насколько Екатерина II, по широте взглядов и гу- русским-украинским и белорусским) населением,
манности, опередила своё время. но и прочно обосновавшихся на этих землях, за
время польского владычества, евреев.
И евреи того времени это поняли и оценили.
В 1780 году, когда Екатерина посетила Шклов, они Так появились в России, до того времени, как
её приветствовали специально написанной одой на правило, не допускавшей на свою территорию евре-
еврейском языке, с переводом на языки русский и ев, больше миллиона подданных — евреев.
немецкий.
Общее число евреев — русских подданных в
Заключительная строфа этой оды гласит: «Ты 1815 году (по завершении всех территориальных
дозволила нам проживать в твоей стране в мире и
18