Page 21 - EvRiSR
P. 21
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
ключений и умелому их использованию евреями, к По чьей вине, и по каким причинам, впослед-
началу 20 столетия в России не было ни одного го- ствии, через 80 с лишком лет, в 1887 году, в России
рода без, более или менее, многочисленной еврей- была введена «процентная норма», ограничивающая
ской колонии. число евреев в учебных заведениях — об этом более
подробно будет сказано в дальнейшем изложении.
Причём, в этих колониях не было той много-
численной еврейской бедноты, которой было очень Но, что желание и стремление русского пра-
много в «черте оседлости». вительства приобщить евреев к общероссийской
культуре, притом, без отказа от иудейства, суще-
Наличие богатейших еврейских колоний в ствовало — это несомненно.
Петербурге и Москве, строивших такие роскошные
здания, как синагога в Москве — лучшее доказа- Однако, почему-то существовавшая и осу-
тельство, что «черта» преступалась довольно легко. ществлявшаяся больше 80 лет, «десегрегация» ста-
рательно замалчивается.
Оставаясь не упразднённой, она имела значе-
ние не столько практическое, сколько психологиче- А просуществовавшая всего 27 лет (1887-1916
ское, создавая и питая, среди евреев, антиправи- гг.) «процентная норма» выпячивается и подчёрки-
тельственные настроения, находившие живой от- вается, как доказательство «правительственного
клик, как в либеральной русской общественности, антисемитизма» в России.
так и в печати всего мира.
***
Ко всему вышесказанному надо добавить и
то, что всё больше и больше образованных евреев, Почти полтора столетия длилась жизнь еврей-
относившихся индифферентно к вопросам религии, ской этнической группы в границах Российской
смотрели на перемену религии, как на маловажную Империи: с 1772 года — первого «раздела» Польши
формальность, выполнение которой освобождало их — до 1917 года — провозглашения полного равно-
от всех ограничений, в том числе и в первую оче- правия евреев в России.
редь — от ограничений «черты оседлости».
За этот период правительством и отдельными
А потому, легко переходили в какую-либо его представителями было издано много «дополне-
христианскую религию, не обязательно в правосла- ний» и «разъяснений», имевших тенденцию и ха-
вие (в большинстве — в протестантские разветвле- рактер ограничительный, в отличие от первых двух,
ния). приведённых выше указов 1791 и 1804 г. г., имев-
ших характер уравнительный, «десегрегационный».
Даже в среду, наиболее замкнутую — офи-
церскую, всё больше и больше проникало евреев, Знаток этого вопроса, адвокат А. Гольденвей-
сменивших свою иудейскую религию на одну из зер, в своём очерке «Правовое положение евреев в
христианских. России» перечисляет все, действовавшие в России
до начала первой мировой войны (1914 г.), ограни-
А. Деникин в своей книге «Пути русского чения для евреев (понимая под таковыми лиц
офицера» (Н. Йорк, 1955 г.) говорит, что в 1914 го- иудейского вероисповедания и исключая евреев-
ду в рядах русской армии были не только офицеры христиан, на которых ограничения не распростра-
низшие, но и генералы, чисто еврейского проис- нялись).
хождения.
Ограничения были в следующих областях:
То же самое сообщает в своих мемуарах и ге- 1) право жительства и свободы передвижения;
нерал Ген. штаба М. Грулев, еврей, достигший выс- 2) приём в учебные заведения;
ших должностей и даже бывший кандидатом в во- 3) занятия торговлей и промышленностью;
енные министры Российской Империи. 4) поступление на государственную службу и
участие в органах самоуправления;
Были евреи и среди воспитанников привиле- 5) порядок отбывания воинской повинности;
гированных военных учебных заведений, как, 6) приём евреев в адвокатуру.
например, Кауфман, окончивший Пажеский Корпус. Рассмотрим все эти ограничения по порядку,
указывая одновременно и их практические резуль-
Вскоре после указа 1791 года, носившего, как таты.
указано выше, характер для евреев уравнительный,
но отнюдь не ограничительный, последовал и указ 1. Право жительства и свобода
императора Александра 1 (1804 год), который гово- передвижений. Черта оседлости.
рит:
О «черте оседлости» уже сказано выше, а по-
«все евреи могут быть принимаемы и обучае- тому повторять всё, что о ней сказано, нет смысла.
мы, без различия от других детей, во всех россий- Нас интересуют практические её результаты и во
ских училищах, гимназиях и университетах». что вылились благие намерения русского прави-
тельства, желавшего уравнять евреев с окружаю-
Насколько известно, ни в одном государстве щим населением.
мира, в то время, не существовало такого или по-
добного правительственного распоряжения. Результаты эти, надо признать, были отрица-
тельные. Многочисленные исключения из общего
Ведь, по существу, это — ничто иное, как то правила открыли настолько широкие возможности
равноправие или «десегрегация», за которое и сей- для обхода закона, что практически евреи не только
час, во второй половине 20-го столетия, ведётся
ожесточенная борьба не только в отсталых странах,
но и в передовых, демократических (США).
Причём, инициатива исходила сверху, от са-
модержавной монархической власти.
20