Page 14 - EvRiSR
P. 14

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

       Последний, описывая подробно все тяжелые           местно с поляками, которые к евреям относились
повинности крестьян, говорит, что они «росли изо          очень хорошо и всячески оберегали и защищали,
дня в день, по большей части, потому, что отдава-         чтобы они не попали в руки казаков.
лись на откуп евреям, а те — не только выдумывали
разные доходы, весьма несправедливые для кресть-                 О судьбе же тех, которые не успели присо-
ян, но и суды над ними присваивали себе».                 единиться к Вишневецкому, Ганновер пишет: «мно-
                                                          го общин, которые лежали за Днепром, близ мест
       Волынский еврей Натан Ганновер в своих ме-         войны, как Переяслав, Барышевка, Пирятин, Лубны,
муарах пишет о крепостных, что они «работали              Лохвица, не успели бежать и были уничтожены во
барщину у магнатов и шляхты, которые отягощали            имя Божие и погибли среди мук страшных и горь-
их тяжёлыми работами в доме и на поле.                    ких.

       Шляхта накладывала на них большие повин-                  С одних содрана кожа, а тело выкинуто на
ности, а некоторые шляхтичи страшными способа-            съедение псам; другим отрублены руки и ноги, а
ми вынуждали их переходить в господствующую               тела брошены на дорогу и через них проходили во-
веру.                                                     зы и топтали их кони... Не иначе поступали и с по-
                                                          ляками, особенно с ксендзами. Поубивали на Зад-
       И был народ русский в такой степени унижен,        непровьи тысячи еврейских душ»...
что все народы, даже из всех народов самый уни-
женный — жиды, также господствовали над ними».                   Сведения, которые даёт Ганновер полностью
                                                          совпадают с описаниями событий другими совре-
       Из всех приведённых выше выдержек из               менниками, которые дают и число погибших.
аутентичных исторических документов видно, в
каком невыносимо тяжёлом положении находились                    Грушевский в своей книге «Хмельниччина в
широкие народные массы Украины — Руси.                    розквити» говорит о двух тысячах евреев, убитых в
                                                          Чернигове, 800 в Гомеле, нескольких сотнях в Сос-
       Видны также и причины, породившие нена-            нице, Батурине, Носовке и в других городах и ме-
висть к евреям, характерную для настроений масс           стечках.
того времени.
                                                                 Сохранилось и приводимое Грушевским опи-
       Были ли в этом виноваты евреи или польское         сание, как производились эти погромы: «одних по-
правительство и стоявшие за его спиной иезуиты,           рубили, другим приказали выкопать ямы и потом
создавшие такие условия, что евреи, для того, чтобы       туда побросали еврейских жён и детей и засыпали
существовать, вынуждены были эксплуатировать              землёй, а потом евреям дали мушкеты и приказали
народ — дела не меняет.                                   одним убивать других»...

        Очищение Левобережья                                     В результате этого стихийного погрома, на
                                                          Левобережье, в несколько недель лета 1648 года,
       Крупнейший магнат Левобережья, Вишневец-           исчезли все поляки, евреи, католики, а также и те из
кий, узнавши о восстании Хмельницкого, собрал             немногочисленной православной шляхты, которые
большое войско, чтобы двинуться на помощь По-             симпатизировали и сотрудничали с ними.
тоцкому усмирять восстание.
                                                                 А народ сложил песню, которая сохранилась
       Но, подойдя к Днепру, нашёл все паромы             до последнего времени:
уничтоженными и, не решаясь задерживаться на
Днепре для переправы своего войска, двинулся на                   «Нема краще як у нас на Украини,
север, на Черниговщину, и только севернее Любеча,                 Нема ляха, нема пана, нема жида,
ему удалось переправиться через Днепр и повести                   Нема ни проклятой унии»...
свое войско на Волынь, куда он прибыл уже после
разгрома под Жёлтыми Водами и Корсунем.                          Но это относилось только к Левобережной
                                                          Украине — Малороссии (дореволюционным Пол-
       Его резиденция - Дубны, была захвачена по-         тавской и Черниговской губерниям). Большая часть
встанцами, которые вырезали всех находившихся             Малороссии по «Вечному миру» с Польшей (1686
там католиков и евреев, не успевших уйти своевре-         г.) осталась за Польшей. Днепр был границей.
менно с Вишневецким.
                                                                 Весь правый берег (за исключением г. Киева)
       Об отступлении Вишневецкого с Левобере-            снова стал составной частью Речи Посполитой
жья, где он, будучи отрезан Днепром от Польши,            Польской с тем социальным и политическим стро-
чувствовал себя, по мемуарам современника, «как в         ем, который вызвал восстание Хмельницкого, кро-
клетке», сохранилось много документов, из которых         вавую борьбу с поляками, окончившуюся их изгна-
видно, что это было не только отступление войска,         нием, причём погибло немало и евреев, тесно со-
но и эвакуация всего Левобережья.                         трудничавших с поляками и только частично
                                                          успевших спастись во время резни, сопровождав-
       Всё, что, так или иначе, было связано с Поль-      шей очищение Левобережья от власти Польши.
шей и её социальным строем, спасалось от повстан-
цев и уходило с Вишневецким: шляхта, арендаторы-                 В дальнейшем, вплоть до распада Польши и
евреи, католики, униаты. Они знали, что если толь-        воссоединения с Россией земель бывшей Киевской
ко попадут в руки повстанцев, то им пощады не бу-         Руси, несколько столетий находившихся под вла-
дет.                                                      стью Польши, постоянное проживание евреев на
                                                          территории России не допускалось.
       Весьма подробно, красочным библейским
стилем, описывает современник событий раввин                     Но временное пребывание с торговыми целя-
Ганновер этот «исход» евреев с Левобережья, сов-          ми не возбранялось. Когда гетман Даниил Апостол
                                                          (1727-1734 годы) просил о запрещении евреям даже

                                                      13
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19