Page 16 - EvRiSR
P. 16

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

никли беспорядки, в связи с походами крестоносцев               За убийство еврея полагалась смертная казнь
в 13-ом веке.                                            для убийцы и конфискация всего его имущества.

       Третья — самая большая из всех волн, была в              «Калишский Статут» содержит также запре-
течение 1348-1349, во времена «Чёрной Смерти» в          щение возводить на евреев обвинение в ритуальном
западной Европе, в правление короля Казимира Ве-         убийстве, каковое обвинение жестоко каралось.
ликого.
                                                                В области экономической деятельности евре-
       Наконец, последняя волна еврейской имми-          ям была гарантирована полная свобода торговли, а
грации с запада была в конце 15-го века, во дни Ин-      также разрешалось давать деньги взаймы, как под
квизиции в Германии, Франции и Испании.                  обязательства, так и под залог личного имущества.

       Еврейские пришельцы занялись преимуще-                   Как мы уже сказали, «Калишский Статут»
ственно финансовыми операциями. Получили на              стал основой юридического существования евреев
откуп сбор налогов с населения и чеканку монеты, а       на протяжении всего периода польской независимо-
также, включились в торговлю.                            сти, т.е., вплоть до 1792 года, за исключением ко-
                                                         ротких периодов, когда антиеврейские элементы
       Из тех времён сохранились польские монеты         брали верх.
времен Миешко 1-го, иногда с еврейскими надпися-
ми, а иной раз — с польскими надписями на еврей-                Но, устанавливаемые тогда ограничения дол-
ском алфавите.                                           го не оставались в силе, и «Общие Привилегии»
                                                         подтверждались снова.
                                     ***
                                                                Так, например, во время правления Казимира
       В начале не было нужды вводить особых пра-        Ягеллона, в 1453 г. евреи добились королевской
вовых норм для евреев в Польше, ибо их было не-          подписи под их привилегиями. В тот же самый год
много и они пользовались полной свободой на              знаменитый «бич Божий», Ян Капистрано, прибыл в
польской территории.                                     Краков и произносил пламенные проповеди против
                                                         евреев на торговой площади в Кракове.
       Но, с течением времени, когда, с одной сто-
роны, количество евреев в Польше увеличилось, а с               Но усилия Капистрано и его польского покро-
другой, тенденции нетерпимости проникли в Поль-          вителя кардинала Збигнева Олесницкого остались
шу из западной Европы, стало необходимо устано-          безрезультатными, ибо король категорически отка-
вить специальные нормы, регулирующие жизнь ев-           зался взять назад свою подпись.
реев в Польше.
                                                                Однако, Олесницкий получил поддержку
       В 1264 году Болеслав Набожный даровал ев-         польских дворян, и, под влиянием этого движения,
реям в общинах Познани и Калиша привилегии, из-          король был принужден даровать дворянству (шля-
вестные под именем «Калищский Статут». С присо-          хетству) «Ниешавский Статут» (в 1454 году), кото-
единением других районов, «Калишский Статут»             рый расширил и умножил их привилегии.
стал обязательным и для всего государства.
                                                                Одновременно, по требованию Олесницкого,
       В 1334 г., согласно «Статуту Висилицы», ко-       поддержанного шляхтой, он отобрал привилегии,
роль Казимир Великий подтвердил применение «Ка-          дарованные евреям.
лишского Статута» во всём государстве, а позднее,
в 1364 г., - и в Червонной Руси, которая, к тому                Однако, этот король не позволял никакого
времени, была присоединена к Польше.                     преследования евреев. И когда произошли еврей-
                                                         ские погромы в Кракове и Познани (в 1463 и 64 гг.),
       Впоследствии «Калишский Статут» подтвер-          он стал на сторону евреев и наложил тяжёлый
ждался почти всеми королями-наследниками Кази-           штраф на эти города, приказав им возместить все
мира и был широко известен, как «Общие Привиле-          убытки евреев.
гии» или «Еврейский Статут» (Статута Юдеорум), в
отличие от особых привилегий, дарованных различ-                В 1507 году, наследник Казимира Ягеллона
ными королями или правителями отдельным еврей-           Сигизмунд 1-й, снова утвердил «Калишский Статут»,
ским общинам.                                            который после этого оставался нерушимо в силе.

       Последним королём, подтвердившим «Еврей-                 В 1539 году по «Пиотрковскому Статуту» ко-
ский Статут», был король польский Станислав Ав-          роль отказался от права юрисдикции над евреями,
густ Понятовский в 1765 г.                               живущими в частных деревнях и городах, и передал
                                                         их под опеку тех владельцев, которым принадлежа-
       С течением времени, «Калишский Статут»            ли эти города и деревни.
становится частью «Волумина Легум», официаль-
ного сборника законов, обязательных в Польше.                   С тех пор евреи в Польше были разделены на
                                                         «евреев Короны», т.е., живущих в городах, управля-
       По «Калишскому Статуту» еврей считался,           емых Магдебургским законом, и «частных евреев»,
как «сервус» (слуга, раб, служащий) «короны» (каз-       проживающих в городах и сёлах, которые были
ны). То есть, по существу, самого короля.                собственностью аристократии или шляхты.

       Евреи были обязаны платить в казну налоги, а             «Общая Привилегия» предоставила значи-
король был обязан их защищать и судить их, или           тельную автономию еврейским общинам, называе-
непосредственно, или через специально на это             мым по-еврейски «кагалами».
уполномоченных лиц.
                                                                В сферу действий этих общин входили, глав-
       Суд над евреями должен был быть в синагоге.       ным образом, вопросы религиозные, юрисдикция в
Споры же евреев между собою были в юрисдикции            спорах между евреями, вопросы общественные,
еврейской общины.                                        благотворительность, организационные, обложение

                                                     15
   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21