Page 26 - EvRiSR
P. 26
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
1912 году в Киевском Коммерческом Институте ние в вопросе возможности для евреев получать об-
было 1875 студентов-евреев; а в Психо- разование в России.
Неврологическом Институте в Петербурге, как со-
общает вышеупомянутая книга, среди студентов Здесь небезынтересно обратить внимание на
были «тысячи евреев». то, что именно выходцы из России в новосозданном
государстве Израиль составляют подавляющее
И, в конечном результате, за 30 лет существо- большинство интеллигенции, министров и полити-
вания «процентной нормы» (1887-1917 гг.) процент ческих деятелей, получивших своё образование в
студентов-евреев (т. е. не перешедших в другую ре- той самой России, где «евреям был закрыт доступ к
лигию и оставшихся в иудаизме) изменился очень образованию».
мало.
Не будь всех этих полтавских, одесских, ки-
В 1887 году средний процент для всей России евских бывших гимназистов, реалистов и студентов,
был 14,5%, а в 1917 — 12,1%.4 Израиль оказался бы перед почти полным отсут-
ствием кадров для создания всего аппарата власти
В эти цифры следует внести только один кор- во вновь создаваемом государстве.
ректив: число студентов-евреев по племенному при-
знаку и расе, но не иудейского вероисповедания. ***
Таковых в 1887 году было значительно мень- В заключение описания вопроса получения
ше, чем в 1917. Точных данных о количестве их не образования евреями в дореволюционной России и,
имеется, но общеизвестно, что их было немало. открывавшимися перед ними для этого широчай-
шими возможностями, не боясь повторений, следу-
Принявши во внимание этот корректив, без ет ещё раз сказать следующее: полученное в рус-
боязни сделать крупную ошибку, можно сказать, ских учебных заведениях образование открыло пе-
что введение «процентной нормы» процент студен- ред евреями самые широкие возможности для про-
тов-евреев в русских учебных заведениях не изме- никновения в ряды русской интеллигенции и слия-
нило, а только заморозило на уровне 1887 года. ния с ней, тем более, что отношение к евреям этой
самой русской интеллигенции было весьма друже-
Особенно остро чувствовалась «процентная любное.
норма» на Украине, где, к 1917 году, жило 2 500 000
евреев или 41 % всех евреев — российских поддан- И проникновение, самое глубокое (кроме ад-
ных. министративного аппарата и военной среды) во все
круги культурного слоя России шло непрерывно.
Но всё же, «процентную норму» удавалось Но к слиянию не приводило. И не по вине русской
разными путями обходить, главным образом, путём интеллигенции и вообще культурной части русской
создания частных учебных заведений, при под- общественности.
держке еврейского капитала. Кроме того, было
множество чисто еврейских частных школ, нахо- Причину надо искать во врождённом у евреев
дившихся в руках еврейских общин. стремлении к самоизоляции от народов, среди кото-
рых им приходилось жить на своём историческом
В них получала образование еврейская моло- пути.
дёжь, не попавшая в русские учебные заведения. Об
огромной деятельности этого рода учебных заведе- Надо полагать, что это есть результат тысяче-
ний весьма подробно и документировано сообщает- летнего религиозного воспитания, внушавшего, что
ся в отдельной главе «Книги о русском еврействе». евреи — «избранный народ», рассеянный только
временно, до того часа, когда он соберётся опять в
В той же книге, на стр. 360, мы находим сле- «Земле Обетованной».
дующие строки: «ещё в июне 1914 года был опуб-
ликован закон о частных учебных заведениях, не Все страны, где они живут — это не родина, а
пользовавшихся правами правительственных. только место временного пребывания. Настоящая
же родина — это «Земля Обетованная».
Закон обеспечивал народностям свободу в
выборе языка для преподавания, что открывало ши- Из веры и непоколебимого убеждения в свою
рокие возможности для развития еврейского обра- «избранность», логически неизбежно вытекает со-
зования на «идиш» и древнееврейском языке». знание своего превосходства над другими народа-
ми, нежелание с ними смешиваться и, как следствие
*** этого нежелания, то самоограничение, которое ха-
рактерно для евреев даже живущих среди тех наро-
Зная всё вышеизложенное, теряют всякую дов, которые никаких ограничений для слияния с
убедительность весьма распространённые во всём евреями не ставят.
мире голословные утверждения, что в дореволюци-
онной России «евреям был закрыт доступ к образо- В дореволюционной России, особенно на
ванию». Украине, эти самоограничительные тенденции ев-
реев проявлялись особенно отчётливо и делали их
Больше 12% евреев в высших учебных заведе- чужеродным телом среди массы украинско-
ниях в то время, как они составляли меньше 4% все- русского населения.
го населения России, и, вдобавок, ничем не ограни-
ченная возможность открывать учебные заведения с 3. Занятия торговлей
преподаванием на еврейском языке — неопровер- и промышленностью.
жимо доказывают, каково было истинное положе-
4 Цифры взяты из «Книги о русском еврействе» и По ст. 791, т. IX, Свода законов Российской
сомневаться в их точности нет никаких оснований. империи евреи ремесленники, купцы и мещане
25