Page 27 - EvRiSR
P. 27
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
«пользуются в местах для постоянного жительства службу, если желающие вступить в оную имеют на
им назначенных, всеми правами и преимуществами, сие право... Евреи, имеющие учёные степени, до-
предоставленными другим русским подданным пускаются на службу по всем ведомствам. (Диплом
одинакового с ними состояния, поколику сие не 1 степени Ун-та приравнивался к учёной степени)...
противно особым правилам о евреях».
Лица из евреев, поступающие на государ-
Это «особое правило» для всех евреев, кроме ственную службу, приводятся к присяге на верность
купцов 1 гильдии (т.е. наиболее зажиточных) дела- службе порядком, предписанным для них в Уставе
ло невозможным занятие торговлей и промышлен- духовных дел инославных исповеданий».
ностью вне «черты оседлости».
Так гласили русские законы, написанные в
Исключение делалось для евреев- тот «ассимиляционный» период, когда русское пра-
ремесленников, каковым разрешалась торговля вне вительство стремилось к «слиянию евреев с корен-
«черты оседлости», но «только предметами соб- ным населением», в частности, путём привлечения
ственного изделия». еврейской молодёжи в русскую школу, и боролось с
«обособленностью» евреев — своих подданных.
Наличие этих двух ограничений лишало воз-
можности многочисленных бедных евреев, поколе- Как видно из текста закона, евреям были
ниями живших и кормивших семью своей посред- предоставлены самые широкие возможности... Но
ническо-факторской деятельностью, заняться этой тогда, вплоть до 70-х годов не было евреев соответ-
деятельностью вне «черты оседлости», заняться ею ствующих квалификаций.
на свой риск и страх, а не в качестве служащего —
«приказчика» еврея — купца 1 гильдии. До конца 50-х и начала 60-х годов евреи,
окончившие русские университеты, исчислялись
Вопрос о праве ремесленников торговать буквально, если не единицами, то десятками.
предметами собственного изделия не был достаточ-
но уточнён и допускал как расширительное, так и Массовый наплыв евреев в университеты
ограничительное толкование, что вело к возможно- начался только в конце 60-х и начале 70-х годов,
сти разных злоупотреблений со стороны представи- после великих реформ императора Александра II.
телей власти на местах.
Но вскоре осозналось, что университетский
В связи с этим, было множество «разъясне- диплом еврея отнюдь не значит, что он твёрдо стал
ний» Сената, нередко противоречащих одно друго- на путь «сличения с коренным населением», к чему
му. стремилось правительство.
Так например, в одном решении Сенат при- По своему «внутреннему облику» он оставал-
знал законной для еврея-часовщика торговлю часа- ся, прежде всего, евреем, несмотря на мундир госу-
ми, составные части которых были чужого изделия, дарственного чиновника, отличное знание грамма-
но собраны им самим. тики русского языка и всех тонкостей русского за-
конодательства.
В другом решении торговля мукой булочни-
ком-евреем была признана незаконной, со всеми В русскую культуру евреи врастали, но от-
вытекающими из сего последствиями, предусмот- нюдь с ней не только не сливались, но даже и не
ренными Ст. 1.171. Уложения о наказаниях 1845 срастались.
года (конфискация товаров и немедленная высылка
из тех мест). Национальные интересы России, в широком и
глубоком значении этого слова, были им чужды и
Все эти ограничения теми или иными путями непонятны.
обходились и находились лазейки и способы их из-
бежать, иногда легально, а, большей частью, полу- Осознавши это, русское правительство, в во-
легально или совсем нелегально, благодаря воз- просе пребывания евреев на государственной служ-
можности толкования в смысле расширительном бе, главным образом, в судебном ведомстве, куда
или ограниченном отдельными представителями устремлялись евреи с юридическим образованием,
власти. прибегло к следующему методу.
Но еврейскую бедноту такие ограничения С конца 70-х годов евреев перестали назна-
раздражали, лишали возможности привычным спо- чать на должности, а евреев, уже занимающих
собом зарабатывать на себя и семью и толкали её в должности, не увольняя, продолжали держать на
ряды противников режима. этих должностях без всякой надежды на повыше-
ние.
Были ли эти ограничения целесообразны и
соответствовали ли они интересам общегосудар- Это приводило евреев к разочарованию в гос-
ственным — об этом существуют разные мнения. ударственной службе, и они сами, добровольно, пе-
реходили в открытую для них свободную профес-
Многие министры финансов, например, Витте сию — адвокатуру.
и другие, были противниками этих ограничений,
исходя из соображений, что надо же дать возмож- Только немногие единицы задержались на
ность евреям, путём торговли, прокормить себя. государственной службе, как, например, действи-
тельный статский советник Тейтель и тайный со-
4. Государственная служба. ветник Гальперн, дожившие в этих чинах до рево-
Самоуправление. люции 1917 года.
«Различие вероисповедания или племени — В другие области государственной службы
гласил закон — не препятствует определению на евреи и сами не стремились, кроме евреев-врачей,
число которых в военном ведомстве было весьма
значительно и никаких ограничений для их поступ-
26