Page 29 - EvRiSR
P. 29

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

ка, явно неспособного к несению тяжёлой солдат-          люцией 1905 года и кануном первой мировой вой-
ской службы, правительство смотрело сквозь паль-         ны, но решения никакого принято не было, а все
цы и на это обстоятельство не обращало внимания.         ограничения для евреев, при прохождении военной
Главное — чтобы было поставлено причитающееся            службы, остались в силе.
число рекрутов.
                                                                И когда наступила мировая война, у сотен ты-
       Надо полагать, это делалось сознательно, в        сяч русских солдат-евреев, хорошо осведомлённых
надежде, что еврейского ребёнка, оторванного от          о положении своих единоплеменников в армиях не-
родной среды, легче привести к «слиянию с корен-         приятеля, особенно в Австрийской, не могли не
ным населением», что, в большинстве случаев, и           возникнуть мысли и сравнения, которые мало спо-
происходило с теми мальчиками-солдатами, кото-           собствовали их патриотическому подъёму и боево-
рые не погибали от разных детских болезней.              му духу.

       Как неспособных носить оружие и, в то же                 Ни отрицать это, ни замалчивать не прихо-
время, в большинстве, весьма музыкальных от при-         дится.
роды, их определяли в музыкантские команды, где
их обучали русскому языку и переводили в право-                 Кроме перечисленных выше мероприятий
славие, не спрашивая их согласия.                        русского правительства, как ассимиляционно-
                                                         уравнительного, десегрегационного характера, так и
       Или же определяли в специальные школы, где        характера ограничительного, в заключение можно
они быстро «обрусевали» и, в дальнейшем, несли           упомянуть и ещё одно распоряжение русского пра-
военную службу, не испытывая никаких ограниче-           вительства, взволновавшее, в своё время, всех «рус-
ний, как евреи по происхождению, ибо в России            ских подданных иудейского вероисповедания».
ограничения существовали только по признаку ре-
лигиозному, а не племенному и расовому.                         В начале 19 века евреи-мужчины носили дол-
                                                         гополые, до пят, халаты-кафтаны, каковые были
       Это были, так называемые, «кантонисты»,           чем-то, вроде национального костюма евреев того
многие из которых сделали неплохую карьеру, как          времени.
на военной, так и на гражданской службе. Вступая в
брак с русскими, они полностью обрусевали и для                 Император Николай 1, любивший вообще по-
еврейства были потеряны.                                 рядок и форму, ввёл таковую и для евреев, предпи-
                                                         савши и точно определивши, какой длины могут
       Этот жестокий метод проведения ассимиля-          быть их халаты-кафтаны.
ционной политики просуществовал больше четвер-
ти столетия и был отменён только в 1856 году.                   Конечно, приказ должен был быть исполнен и
                                                         евреи обрезали длинные фалды своей верхней
       Ощутительных результатов для ассимиляции          одежды. Так создалась та верхняя одежда евреев,
всей еврейской массы он не дал: в «кантонисты»           которая, до 1917 года, называлась «лапсердак».
попадал только весьма незначительный процент
еврейских мальчиков.                                            Но «пейсы» — локоны на висках, которые но-
                                                         сили евреи, остались неприкосновенными до самой
       С введением в России всеобщей воинской по-        революции 1917 года. Их носило подавляющее
винности все евреи, достигшие 21 года, должны бы-        большинство евреев «черты оседлости», кроме не-
ли отбывать её на общих основаниях и никаких за-         значительного числа евреев, отошедших от старых
мен не допускалось.                                      еврейских обычаев.

       С другой стороны, при несении военной                     Результаты и итоги ассимиляционной
службы, стало применяться к евреям всё больше и                  и ограничительной политики
больше ограничений: недопущение их на даже низ-
шие командные должности, не говоря уже о произ-                 Вначале двадцатого столетия, в годы, пред-
водстве в офицеры, запрещение назначать евреев-          шествовавшие первой мировой войне, уже отчётли-
солдат в писари, интендантство, санитарную часть,        во выявились результаты той политики, которую
в пограничную стражу...                                  вело русское правительство в «еврейском вопросе».

       Все эти ограничения только усугубляли и без              Кратко можно сказать, что ни длительный пе-
того отрицательное отношение евреев к военной            риод стремления «слить евреев с коренным населе-
службе и они старались всячески от неё освобо-           нием» мерами поощрительными и десегрегацион-
диться, нередко исчезая за границу, когда приходил       ными, ни значительно более короткий период раз-
срок явки в Воинское Присутствие.                        ных ограничений, успеха не имели и желаемых ре-
                                                         зультатов не принесли.
       Правительство на это реагировало наложени-
ем денежного штрафа на семью уклонившегося от                   Русскими патриотами, в том высоком смысле
призыва, что цели не достигало, но только вызыва-        этого слова, как оно понимается во всём мире, пат-
ло критику не только в еврейских кругах, но и среди      риотами, о которых римляне говорили, что для них
широких кругов русской общественности.                   «дулце ет докорум эст про патрия мори» (сладостно
                                                         и почётно умереть за родину) — евреи не стали,
       Выход из этого положения некоторые поли-          кроме немногочисленных и редких исключений.
тические деятели дореволюционной России видели
в возвращении к тем временам, когда евреи не                    Это и неудивительно. Ведь, родина для всех
несли военной службы, а облагались специальным           евреев всего мира не страна, в которой они роди-
за это налогом.                                          лись, а «Земля Обетованная», мечтой о возвраще-
                                                         нии в которую они жили всё время своего пребыва-
       Вопрос этот оживлённо дебатировался в соот-
ветствующих кругах в период между первой рево-

                                                     28
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34