Page 30 - EvRiSR
P. 30
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
ния в рассеянии. Так их учили с младенческих лет и тельское дело, торговля и промышленность, бан-
в семье, и в «хедерах», и во всём быту еврейских ковское дело, газеты — всё это было широким по-
общин. лем, где евреи не только смогли развивать свою де-
ятельность, но и влиять в значительной степени на
Отказаться от этой мечты для правоверного все стороны жизни государства, оставаясь, в то же
еврея (особенно тех времён) было равносильно от- время, чужеродным телом, органически не связан-
казу от религии своих предков. А это влекло за со- ным с национальными интересами России.
бой всеобщее презрение всего еврейства.
Накопивши к концу 19 века значительные ка-
Сменившего религию оплакивали, как умер- питалы, евреи могли оказывать значительную под-
шего, что не так редко можно было наблюдать в держку всем начинаниям, которые, по их мнению,
«черте оседлости», когда еврей или еврейка «вы- могли быть полезны, в данное время или в буду-
крещивались». щем, еврейской этнической группе в России и,
наоборот, противодействовать созданию, развитию
Плач и рыдания, посыпание пеплом главу, и успеху тех начинаний, которые могли евреям
стоны и причитания неслись из того еврейского принести вред, или материальный, или моральный
двора, которого постигло такое несчастье. ущерб.
Кроме теории и мечты о «Земле Обетован- В периодическую печать, которая всёе боль-
ной», евреям, с младенчества, прививалась мысль ше и больше развивалась и приобретала влияние,
об «избранности» еврейского племени-народа, о его евреи устремились с особой энергией, и, к началу 1
превосходстве во всех отношениях над всеми дру- мировой войны, большинство периодической печа-
гими народами мира, в чём правоверный еврей не ти России находилось или в еврейских руках, или
смел сомневаться и не сомневался. под еврейским влиянием и контролем.
А это порождало и питало комплекс супери- Этим они приобрели мощное средство для
орности и вело к самоизоляция евреев в местах их влияния на настроения широких масс, а, тем самым,
рассеяния. и на политику государства.
Если учесть и ещё то обстоятельство, что Профессор Соломон Лурье в своей книге,
иудейская религия — единственная в мире религия, вышедшей в 1922 году («Антисемитизм в древнем
неразрывно связанная с расой и кровью (евреем мире») по вопросу о взаимоотношениях евреев с
надо родиться, но им нельзя стать) и, к тому же, народами и государствами, в которых они пребы-
географически точно определяющая, где находится вают, пишет следующее:
родина каждого еврея — то станет понятно, почему
закончились неуспехом все ассимиляционные по- «1. Местный закон необходимо строго со-
пытки русского правительства. блюдать, но лишь постольку, поскольку он не про-
тиворечит ещё живущим в народном правосозна-
Только «кантонисты», с детских лет оторван- нии положениям еврейского закона и поскольку его
ные от семьи и влияния раввинов, вступавшие в соблюдение не связано с вредом для еврейского
брак с не-еврейками и их потомки полностью сли- народа. Таким образом, законов, прямо или косвен-
вались с коренным населением и дали из своей сре- но направленных против евреев, во всяком случае,
ды немало крупных деятелей Российской империи. соблюдать не следует.
Португальский еврей, Девриен, занял при 2. Необходимо быть строго лояльным по от-
Петре Великом один из ответственнейших в импе- ношению к государству, благосклонно относящему-
рии постов. Барон Шафиров блестяще вёл финансы ся к евреям. При борьбе двух государств или двух
при Петре. При Николае 1 министром финансов партий внутри государства надо симпатизировать
был граф Канкрин, сын литовского раввина. и, по возможности, содействовать стороне, более
сочувственно относящейся к евреям» (стр. 120).
Кауфман-Туркестанский проявил себя, как от-
личный не только генерал, но и администратор. Ге- Хотя эти два правила-инструкции поведения
нерал Грулев имеет огромные заслуги в деле изуче- и деятельности евреев в России никогда и нигде в
ния Дальнего Востока и Маньчжурии, где, по его еврейской печати и печати, находящейся под еврей-
указанию, в выбранном им пункте, был основан го- ским влиянием, не печатались и даже устно на со-
род Харбин. браниях не обсуждались, тем не менее, их строго
придерживалась вся многомиллионная масса евреев
Но всё это были только единицы. Большин- — русских подданных.
ство же евреев так и не слились с коренным населе-
нием, к чему стремилось и чего добивалось русское За всю свою многовековую жизнь в диаспоре,
правительство. среди других народов, у евреев выработался свой,
своеобразный подход и оценка всего, что происхо-
Получилось, нечто совсем иное. Получивши дит вне замкнутого круга еврейского племени, что
образование (в результате ассимиляционной поли- так точно формулировал профессор Лурье в приве-
тики) и будучи лишены возможности занимать дённых выше двух пунктах.
должности в административном аппарате государ-
ства на сколько-нибудь ответственных и руководя- Что бы где ни произошло, в любом государ-
щих постах (в результате ограничительных меро- стве, в любой точке земного шара, в любой области
приятий), евреи устремились, в культурную и хо- жизни — еврей всегда неизменно задаёт вопрос: «а
зяйственную жизнь России по другим путям и кана- как нашим?»... Иногда громко, вслух, иногда только
лам, в чём и преуспели к началу 20-го столетия, про себя...
оказывая влияние на всю жизнь государства.
И, в зависимости от ответа, определяет своё
Адвокатура, журналистика, критика, изда-
29