Page 32 - EvRiSR
P. 32
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
примера, из которых будет ясно, насколько боль- С его мнением и оценкой литературных про-
шую роль играло «юдофильство» и «юдофобия» в изведений все считались, признавая его эрудицию и
культурной жизни России. знание русской литературы.
Журналист-писатель Александр Амфитеатров, По обычаю того времени, новые литератур-
автор многих хлёстких фельетонов и памфлетов, в ные произведения обсуждались на открытых лите-
двух брошюрах: «Еврейство и социализм» и «Ев- ратурных собраниях.
рейство, как дух революции» пишет:
Обсуждалось на одном из собраний и литера-
«евреи никогда не были довольны ни одним турное произведение Семёна Юшкевича, третьеклас-
правительством, под власть которого их отдавала сного беллетриста-еврея, писавшего по-русски и в
историческая, судьба. Они не могут быть довольны своих произведениях изображавшего жизнь и быт
и не будут, потому что идеал совершенной демо- местечкового еврейства.
кратии, заложенный в их душе, нигде ещё не был
осуществлён»... Выступил и проф. Арабажин, отметивший
слабые, по его мнению, стороны произведения С.
Наличие же того факта, что есть немало евре- Юшкевича...
ев, не заинтересованных в идеальной демократии,
социализме и революционных переворотах (евреев- Присутствовавший на собрании автор, немед-
капиталистов), Амфитеатров объясняет следующи- ленно реагировал словами: «Чего Вы суёте свой нос
ми словами: в то, чего не знаете и не понимаете!»...
«социалист по натуре, социалист до мозга Арабажин, человек горячий, не остался в дол-
костей, еврей, на целые века, вынуждался законом гу и тут же кратко ответил: «А зачем вы лезете в
самосохранения завёртываться в грубо буржуаз- русскую литературу, которой не знаете и не пони-
ные оболочки — настолько грубо и ловко, что воз- маете?»...
никали даже целые учения, целые социологические
теории о врождённой буржуазности, как типиче- Слова эти относились только к Юшкевичу и
ском расовом признаке еврейства»... были ответом на его замечание. Но... слово «вы»
было воспринято, как относящееся не только к Се-
Дальше Амфитеатров пишет: мёну Юшкевичу, а ко всему еврейству, ко всем ев-
«но краски чуждые, с годами, спадают вет- реям, пишущим свои произведения на русском язы-
хой чешуёй, и в голосах Лассаля, Маркса, в револю- ке.
ционных действиях русско-еврейских вождей осво-
бодительной эпохи мы слышим неизменными вопль И звезда Арабажина не только потускнела, но
старых эбионитов, громы Исаии, плач Иеремии, и вообще закатилась... Его перестали печатать «пе-
благородную уравнительную утопию Гиллеля и редовые и прогрессивные» органы печати; переста-
Иисуса... Да! еврейство в мире не только нация, ли приглашать на литературные собрания и диспу-
религиозное сообщество... Оно есть и социальная ты; его лекции потеряли для студенчества свою
партия»... притягательную силу...
«Павлово христианство, — продолжает Ам-
фитеатров, — Вошло в мир, чтобы выработать Он был зачислен в «ретрограды», «черносо-
союзы, теорию и этику буржуазного строя, а тенцы», «жидоеды»...
иудейство, со всеми его потомственными подраз-
делениями в религиях и философии, осталось жить Впоследствии, в эпоху Гражданской Войны,
и терзаться в мире, чтобы сохранить ему, социа- проф. Арабажин приняла ней активное участие,
лизм». тесно сотрудничая с «Северо-Западным Правитель-
После всех этих и подобных писаний Амфи- ством» ген. Юденича.
театрова в одном обществе еврей В.С. Мандель, за-
долго до 1917 года и до появления в печати извест- Нечто подобное произошло и с популярней-
ного памфлета Амфитеатрова «Господа Обмановы», шим, в своё время, в России писателем М. Арцыба-
за что он был выслан из России, сказал: шевым, после его выступления в печати по «еврей-
«Как бы то ни было, и господину Амфитеат- скому вопросу» уже в эмиграции, в Варшаве.
рову и прочим своим апологетам еврейство должно
было бы ответить цитатой из русского писателя, О случае с проф. Арабажиным мне довелось
известной даже таким русским евреям- слышать от нескольких лиц, на этом собрании при-
националистам, которые высказываются за недо- сутствовавших. А во время съезда русских писате-
пущение выступлений на своих собраниях с речами лей и журналистов в Югославии то же самое, в раз-
на русском языке: “Услужливый дурак опаснее вра- говоре со мной, подтвердили писатели Евгений Чи-
га”»... риков и Борис Лазаревский — участники этого съез-
Профессор Петербургского университета Кон- да.
стантин Арабажин, блестящий оратор и докладчик,
слыл человеком «передовым», его статьи охотно Через несколько десятков лет то же самое до-
печатались в журналах и газетах, на его лекциях велось мне услышать и от Гр. Як. Аронсона —
аудитория была переполнена, его выступления на меньшевика-«бундовца», живущего в Нью-Йорке и
литературных собраниях — были событием в лите- сотрудничающего в ряде газет и журналов, печата-
ратурном мире... ющихся на русском языке, равно, как и еврейской
периодической печати на еврейском языке.
Это влияние еврейства на все стороны куль-
турной жизни России отчётливо ощущалось всеми,
кроме тех, кто не хотел видеть и слышать, а, тем
более, об этом говорить, из боязни прослыть «от-
сталым», «черносотенцем», со всеми отсюда выте-
кающими последствиями.
31