Page 9 - EvRiSR
P. 9
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
ный вклад в дело правдивого освещения этого во- Пока же, что мы были и, вероятно, ещё долго
проса — написать настоящий, далеко не совершен- будем свидетелями неудачных попыток разрешить
ный и не полный, но правдивый очерк «Евреи в этот больной и извечный вопрос.
России и в СССР», каковой предлагаю вниманию
читателей. Все разговоры об «антисемитизме» без кон-
кретных предложений, как его изжить, ни к чему не
Очерк, основанный на фактах, в котором при- привели в прошлом и не приведут в будущем. Ни
ведено то, что действительно имело место, а не яв- строгие меры наказания в СССР, ни его замалчива-
ляется пропагандной шелухой, которой можно ние в свободном демократическом мире.
найти так много во всём, что напечатано на всех
языках мира в связи с «еврейским вопросом» в Рос- Объективное изучение этого вопроса и логика
сии и в СССР. подсказывают три возможных решения:
Работая над настоящим очерком, я перечитал I. Путь ассимиляции, полной и окончательной
сотни книг, брошюр, статей, очерков, высказываний с коренным населением. Но это возможно, только
и исследований разных авторов на разных языках. при отказе евреев от иудейской религии, неразрыв-
но связанной с расой, племенем, и нескольких по-
Как авторов, причисляемых к «юдофобам — колений смешанных браков... Но самое высказыва-
антисемитам», так и авторов, стоящих на диамет- ние такой мысли уже считается проявлением «анти-
рально противоположной точке зрения — «юдофи- семитизма» и всё еврейство — и верующие и атеи-
лов», каковых неизмеримо больше, чем первых. Ав- сты — единодушно восстают против такого реше-
торов-евреев и авторов-не-евреев. ния.
И пришёл к твёрдому убеждению, что все по- II. Создание еврейских территориальных еди-
пытки решить или объяснить наличие «еврейского ниц, суверенных или автономных, в границах кото-
вопроса» во все времена и у всех народов с позиций рых еврейская народность могла бы жить по своим
религиозно-мистических не только не содействуют законам и развивать свою, еврейскую культуру.
нахождению правильного ответа на этот, волную- Пример Биробиджана показывает, что евреи такое
щий весь мир, вопрос, но его решение затрудняют, решение рассматривают, как дискриминацию.
усложняют и делают невозможным.
III. Третье возможное решение — это статус
Ни «тёмные силы» или «Мудрецы Сиона», «иностранцев» для еврейской этнической группы в
неизменно фигурирующие у одних авторов, ни «из- данной стране, что автоматически лишает их права
бранность» и особая «благодать» еврейского племе- участия в культурной жизни страны и возможности
ни, признаваемая другими авторами — делу уясне- влиять на её политику.
ния природы и сущности извечного взаимного от-
талкивания и конфликта никак не содействуют. Но ни одно из приведённых выше решений
евреев не удовлетворяет. А четвёртого решения они
Тем более, что и одна, и другая точка зрения не предлагают. Вопрос остаётся открытым, точнее,
приводят, в конечном результате, к противоречию с замолчанным.
христианским учением, с одной стороны, и поняти-
ем демократии, в широком смысле этого слова, с Надо надеяться, что он сможет быть оконча-
другой. тельно решён только в отдалённом будущем, когда
время возьмёт своё и многие предубеждения и ве-
Истинно верующий христианин не может от- ковые предрассудки исчезнут.
казать в полном и безоговорочном равноправии
еврею, принявшему христианство, хотя и видит, Тогда, после нескольких поколений смешан-
что, с принятием христианства, — далеко не сразу и ных браков, сам собою исчезнет и еврейский во-
далеко не все — исчезают те особенности внутрен- прос. И это произойдёт тем скорее, чем скорее люди
него облика еврея, которые порождают взаимное поймут, что нельзя неразрывно связывать религию
отталкивание евреев и не-евреев. и расу.
Точно также и последовательный демократ, ***
исходящий из положения, что все люди всегда и во
всех отношениях равны, не может не признать и В обширной литературе, посвящённой еврей-
евреям все политические и культурные права, хотя скому вопросу, как юдофильской, так, в особенно-
и видит, что евреи, пользуясь всеми этими правами, сти, в юдофобской, неизменно фигурируют указа-
сохраняют свою самобытность, своё еврейское ми- ния на «тёмные силы». Протоколы Мудрецов Сио-
ропонимание и правосознание, не всегда соответ- на, «каббалу», «сатанизм» и прочие «объяснения»
ствующее окружающей среде, что ведёт к взаимно- еврейского вопроса.
му недоверию и отталкиванию.
Не имея достаточной эрудиции, чтобы выно-
Устранить всё это — значит решить еврей- сить своё суждение по этим вопросам, я и не пыта-
ский вопрос, который существует, несмотря на все юсь на них дать исчерпывающий ответ или их все-
законы против дискриминации и на все попытки его сторонне и объективно изложить в настоящем очер-
замолчать. ке. Ограничиваюсь только описанием фактов и со-
бытий, имевших место.
Как это осуществить и какие сроки для этого
понадобятся, равно и какие меры надо предприни- Исходя из положения, что внешние факторы
мать — нашему поколению вряд ли удастся решить оказывают огромное влияние на духовный облик
и осуществить. Слишком уж глубоко ушли в про- человека, вырабатывая те или иные свойства его
шлое корни того, что вызывает «еврейский вопрос». характера, мне кажется, что над этим вопросом сто-
ит серьёзно задуматься при попытке объяснения
некоторых свойств евреев, препятствующих их со-
8