Page 11 - EvRiSR
P. 11

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

тов и их причин, и поводов не входит в задачу                   То обстоятельство, что, по свидетельству ле-
настоящего труда, который ограничивается, как по-        тописца, наряду с еврейскими домами и имуще-
казывает его название («Евреи в России и в СССР»),       ством, происходили разрушения и грабежи хоромов
только пребыванием евреев в границах Российской          и богачей не-евреев, даёт основание предполагать,
Империи и СССР, т.е., сравнительно коротким ис-          что основной причиной недовольства были мотивы
торическим периодом около двух столетий, когда           экономические, а не религиозные, каковыми обыч-
еврейская этническая группа была или «подданны-          но историки объясняют все конфликты местного
ми России иудейского вероисповедания» (до 1917           населения с евреями на протяжении всей их много-
года), или «гражданами СССР еврейской нацио-             вековой жизни в диаспоре среди других народов.
нальности» (после 1917 года).                            Конфликты, приводившие к разным ограничениям,
                                                         преследованиям, погромам и изгнаниям из многих
       (Интересующихся этим вопросом — причи-            государств.
нами конфликтов — я отсылаю к книге проф. Со-
ломона Лурье «Антисемитизм в древнем мире», из-                 Конфликт между местным населением и евре-
данной в 1922 году в Петрограде. Обширные вы-            ями, окончившийся погромом в Киеве, надо пола-
держки из этой книги помещены в части II настоя-         гать, не ограничился одним Киевом, а был явлением
щего труда, как отдельное приложение).                   типичным и в других городах княжеств, входивших
                                                         в состав единой тогда Киевской Руси.

        Евреи на землях Киевской Руси                           Косвенным доказательством этого может
        и Московского государства                        служить одно из решений на съезде князей в Любе-
                                                         че (в самом начале 12-го столетия) о недопущении
       До конца 18-го столетия, когда многочислен-       пребывания евреев на землях, входящих в состав
ная еврейская этническая группа, в результате исто-      Киевской Руси.
рических событий, стала «подданными России
иудейского вероисповедания», русские летописцы о                 Евреи на северо-востоке
евреях почти не упоминают или упоминают только
вскользь, в связи с другими событиями: погромом в               О пребывании евреев на северо-востоке, во
Киеве во второй половине 11-го столетия, убий-           Владимирско-Суздальской Руси, сведения ещё бо-
ством князя Андрея Боголюбского (1174 год), ере-         лее скудны и отрывочны, чем о Киеве.
сью «жидовствующих» (конец 15-го и начало 16-го
столетий).                                                      В летописях есть указание, что ближайшими
                                                         приближёнными Вел. Кн. Андрея Боголюбского
       Для полноты нашего очерка, остановимся на         были евреи, каковые и были организаторами заго-
самом кратком описании этих событий.                     вора на жизнь Князя, закончившегося его убий-
                                                         ством в селе Боголюбове, в 1074 г.

        Евреи в Киеве                                           Есть предположение, что это были евреи из
                                                         Хозарского царства на Волге, правящий класс кото-
       В эпоху расцвета культуры и мощи Киевской         рого принял иудейскую религию.
Руси и оживлённой торговли с Византией и Запа-
дом, в Киеве появляются евреи — купцы и торгов-                 Летописец, конечно, не входил в рассмотре-
цы, выходцы из Византии и византийских греческих         ние вопроса, были ли это настоящие евреи или хо-
колоний Таврического полуострова.                        зары, принявшие иудейство. Для населения это бы-
                                                         ли евреи, как записал летописец.
       Поселившись в Киеве, они быстро разбогате-
ли, и их дома по богатству не уступали палатам и                Пришедшие вскоре татары (первая половина
хоромам богачей и бояр, приближённых Великого            13-го столетия) опустошили и разорили всю Киев-
Князя.                                                   скую Русь, в результате чего, исчезла какая-либо
                                                         возможность для торговой деятельности.
       Часто сменявшиеся Великие Князья никакой
враждебности по отношению к евреям не проявля-                  Исчезло в летописях и какое-либо упомина-
ли, а некоторые им даже и открыто покровитель-           ние о евреях на русской земле больше чем на три
ствовали (например, в.к. Ярополк), чем вызывали          столетия. И только в самом конце 15-го столетия
недовольство остального населения.                       слово «еврей» появляется в летописях.

       Торгово-предпринимательская деятельность                 На этот раз, не в связи с какими бы то ни бы-
евреев была выгодна для великокняжеской казны, а         ло конфликтами евреев с местным населением, а в
во все остальные стороны жизни народа и государ-         связи с явлением, известным в истории, как «ересь
ства евреи не вмешивались, живя замкнуто своей           жидовствующих», возникшая на северо-западе, в
религиозно-расовой общиной.                              Новгороде.

       Так продолжалось до второй половины 11-го                 «Жидовствующие»
столетия, до еврейского погрома в Киеве, в 1069
голу, во время которого погибли все еврейские дома              Известный историк Соловьёв об этой ереси
и еврейская богатая колония в Киеве перестала су-        пишет: «В половине 15-го века, а может быть и
ществовать.                                              раньше, в Киеве (бывшем уже под властью польско-
                                                         литовского государства) появилась ересь, как вид-
       Были ли при этом евреи и физически уничто-        но, смесь иудейства с христианским рационализ-
жены — об этом летопись не говорит1.                     мом.

1 См. Приложение 1 в конце 1 части.

                                                     10
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16