Page 13 - EvRiSR
P. 13

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

резкие антиеврейские настроения.                                      Сторонники же мнения, что евреи действи-
       Украинский народ создал целый цикл «дум»                тельно были арендаторами церквей, приводят со-
                                                               хранившийся договор 1596 года, по которому было
— сказаний о еврейском угнетении, о которых по-                заложено село Слуща совместно шляхтичу Микла-
дробно пишет украинский историк Грушевский, ко-                шевскому и еврею Песаху, причём, в числе доход-
торого, как социалиста (Украинский эсер) и как со-             ных статей упоминаются «церкви и их подаванье»,
трудника большевиков, покаявшегося в своих шо-                 то есть, с приходами от церкви.
винистическо-самостийнических заблуждениях и
приехавшего из эмиграции им служить, заподозрить                      Известный историк Костомаров полностью
в антисемитизме нельзя.                                        разделяет мнение, что факт аренды церквей евреями
                                                               имел место.
       В главе «Антисемитские мотивы в объясне-
ниях Хмельниччины» («Початки Хмельниччины»                            Грушевский склонен считать это недоказан-
стр. 123) Грушевский пишет:                                    ным, а некоторые авторы, например, Галант (в жур-
                                                               нале «Еврейская старина» за 1909 г.) это мнение
       «Евреи-арендаторы заарендовали все шляхи                оспаривает.
казацкие и заставили их своими шинками — на од-
ной миле по три шинка ставили, вынуждая казаков                       Так как этот вопрос из плоскости историче-
к покупке у них водки и мёда, и не дозволяя им са-             ской объективности был перенесён в плоскость по-
мим изготовление этих напитков для собственного                литическую — оправдание антисемитизма среди
потребления. Об этом «дума» говорит:                           украинцев, то надлежащим образом он окончатель-
                                                               но не выяснен и до настоящего времени, и ждёт
        “Як иде украинський козак та й корчму минае,           своего объективного исследования.
        А жид выбигае, та украиньского казака за чуб хва-
        тае,                                                          Зато вопрос о роли и деятельности посредни-
        Та ще його двома кулакамы по потылыци затыняе:         ков-евреев вообще (выключая вопрос об аренде
        Що ты мымо корчмы идещ та й корчму минаеш…”            церквей), и об оценке этой деятельности современ-
                                                               никами, освещён достаточно полно неопровержи-
       Заарендовали евреи все казацкие торги и бра-            мыми документами того времени.
ли «мыто-перемыто» от пешего и конного проезже-
го, от всякой клади, даже от выпрошенной нищими                       Из сохранившегося письма полковника Кри-
их милостыни. Ото всех забирали, что лучшее, а                 воноса, одного из главных сподвижников Хмель-
кроме того, говорит «дума»:                                    ницкого, к князю Заславскому видно, что Кривонос
                                                               считает деятельность евреев главной причиной вос-
        “И ще ж то жыды-рендари у тому не пересталы —          стания.
        На славний Украини вси козацьки церкви зааренду-
        валы:                                                         Он пишет Заславскому: «Жыдив зволь Ваша
        Которому б то козаку аль бо мужыку дав Бог дыты-       мылость до Вислы завернуты, бо та вийна вид жы-
        ну появыты                                             див зачалася — воны то и Вас з розуму звели».
        То не иды до попа благословытыся; — да пиды, до
        жыда-рендаря,                                                 Московский купец Кунаков, проехавший
        То положи бытый талер щобы жыд дозволив                Украину зимой 1648-49 г., то есть, непосредственно
        Церкву одчыныты, твою дытыну охрестыты”.               после начала восстания, разбирая его причины, го-
                                                               ворит:
       О поборах с разных промыслов известная
«дума про поневолення козаччины жидами» гово-                         «жиды Черкасов (то есть, украинцев) грабили
рит:                                                           и издевались над ними: как только который черкас
                                                               выкурит водки или сварит пиво, не сказавши жиду и
        “Который бы то козак альбо мужик схотив рыбы           не снимет перед жидом шапку, жиды придирались к
        наловыты,                                              нему, грабили и уничтожали, а его имущество отби-
        Жинку свою з дитьмы покормыты,                         рали, жён и детей насильно забирали на работу».
        То не йде до попа благословытыся.
        Да пиде до жыда-рендаря, до поступы йому часть                Львовский каноник Юзефович пишет:
        оддать                                                        «Господство поляков дошло до такого невы-
        Щоб позволыв на ричци рыбы наловыты                    носимого утеснения, что даже над Церквами давали
        Жинку з дитьмы покормыты”.                             они власть роду жидовскому. Священник казацкий,
                                                               попросту называемый поп, не мог в своей церкви
       Из той же «думы» Грушевский приводит                    совершить таинства крещения, венчания и других,
длинное описание, как казак взял мушкет и прохо-               если наперёд не заплатит жиду за ключи установ-
дил мимо шинка. Еврей-шинкарь его увидел и вот                 ленной паном платы и должен был каждый раз от
«жыд з шынку выбигае — казака за патлы хватае»,                дверей церковных относить их и отдавать жиду. По
и ругает, как это он задумал «утя вбыты». А потом              заслугам претерпела ты беды свои, Польша».
казак должен просить и «жыда мылостывым паном                         Так пишет поляк, католический священник,
называе»...                                                    современник событий.
                                                                      В сохранившихся письмах Хмельницкого ука-
       Насколько точно эти «думы» изображают ис-               зывается, как на доказательство крайнего угнетения
торическую правду, установить трудно, но что они               народа, тот факт, что он должен был терпеть разные
являются отображением народных настроений того                 кривды от евреев.
времени — не подлежит сомнению.                                       То же самое мы находим в мемуарах совре-
                                                               менников событий — поляков Каховского и
       В частности, вопрос об арендовании евреями              Грондского.
православных церквей многими оспаривается на
том основании, что не сохранилось ни одного
арендного договора об аренде церквей.

                                                           12
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18