Page 32 - Неоднородная Вселенная
P. 32
Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
только заключаем, на основании доказательств или доводов ума. Космология атомистов и
их космогония, в своих различных частях, соответствуют разным уровням развития антич-
ной науки и потому, в отдельных своих учениях, далеко не равноценны.
В некоторых космологических идеях атомисты надолго опередили своё время, в дру-
гих, остались, примерно, на том уровне, которого достигла милетская школа, в лице своего
последнего представителя — Анаксимена. Новыми достижениями атомистов были их уче-
ния о бесконечности Вселенной и о бесчисленности миров, одновременно существующих
в бесконечном мировом пространстве.
Учение Левкиппа и Демокрита о бесконечности Вселенной прямо вытекает из их
представления о бесконечности пустого пространства и из представления о бесконечном
числе атомов, движущихся в пустоте. Процесс образования бесконечного числа миров в
бесконечном пространстве атомисты представляли следующим образом: «выделяясь из
беспредельного», несётся множество разнообразных по формам тел «в великую пустоту»
и вот они, собравшись, производят единый вихрь, в котором, наталкиваясь друг на друга
и всячески кружась, они разделяются, причём, подобные отходят к подобным.
Имеющие же одинаковый вес, вследствие большого скопления, уже не в состоянии
более кружиться... Таким образом, тонкие тельца отступают в наружные части пустоты,
словно, как бы, отлетая к периферии. Прочие же, «остаются вместе» и, сплетаясь между
собой, движутся вместе и образуют, прежде всего, некоторое шарообразное соединение.
Это шарообразное соединение отделяет от себя, как бы, оболочку, объемлющую в себе
разнообразные тела.
На периферии вихря, из постоянно стекавшихся сплошных масс, образовалась тонкая
оболочка. Причиной её образования было вращение тел и сопротивление центра. Таким
способом возникла Земля: снесённые к центру массы стали держаться вместе. На этом
процесс не остановился. Образовавшаяся на периферии оболочка продолжала увеличи-
ваться, увлекаемая вихрем, периферия присоединяла всё, чего бы она ни касалась. В ре-
зультате, некоторые конфигурации тел образовали соединения.
Когда эти тела, первоначально влажные, высохли, они стали кружиться вместе с ми-
ровым вихрем. Впоследствии, воспламенившись, они стали небесными светилами. Ближе
всего к Земле — круг Луны, самый удалённый — круг Солнца. Между этими крайними
кругами расположились круги всех прочих светил.
Следует учесть, что когда Левкипп говорит о шаровидности соединения частиц или
тел, возникшего в центре, и о выделившейся из этого соединения оболочке, он описывает
процесс образования только одного из бесчисленных миров — того, в котором возникла
наша Земля, Солнце и движущиеся, между Землёй и периферией нашего мира, светила.
Но мир, таким образом, возникший, по Левкиппу, ещё не исчерпывает собой Вселенной.
Это — только один из бесконечного числа образующихся и погибающих миров.
Развитие древнегреческой философии до Сократа было, в целом, историей возникно-
вения и развития материализма — от Фалеса до Демокрита. В учение Демокрита (конец 5
— начало 4 в. до н.э.) древнегреческий материализм достиг своей высшей формы, стал
атомистическим материализмом в философии и одновременно в науке.
Положение дел меняется с началом 4 в. до н.э. Платон, с редким в истории мысли
К оглавлению 32