Page 129 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 129

принимать за U, а не за L; ибо в противном случае направление её должно бы было идти от
               левой руки к правой, а этого здесь нет.
                     Закрытый ещё саркофаг украшен с передней стороны розеткой, помещённой между
               двух дельфинов.




                                   хххvII. ЖЕРТВЕННЫЙ КИНЖАЛ. Табл. VIII, № 37

                     Изображение   этого   достопамятного   орудия   в   настоящей   величине   я   нашёл   в
               иллюстрированной лейпцигской газете от 6 февраля 1846 года, ст. 92. Его незадолго перед
               тем нашли в Седьмиградской области, близ Форды, древнего Салина Римлян, и приобрели
               для отечественного музея. В упомянутой газете это орудие ошибочно названо гвоздём, что в
               сущности быть не может, ибо при употреблении такового вместо гвоздя от молотка должны
               бы были разбиться крылья сфинкса. А потому я заключаю, что это жертвенный кинжал для
               прикалывания животных (а может быть, и людей?), приносившихся в жертву чернобогу  -
               началу зла: Ариману; поэтому мы и видим его украшенного строгим символом сфинкса.
               Надпись читается так:

                     /. В подлиннике: Сzasa-сzasa teczet czerez Ariman. (Часа-часа течет через Ариман).
                     2. По-русски: Века веков протекает Ариман.

                     На груди у сфинкса мы видим таинственный символ буддаизма, называемый Сварга,
               состоящий из перегнутого креста с крючками на концах, как мы это встречаем почти всегда
               на   прибалтийских   золотых   брактеатах   идолопоклонников-славян.   Литовскому
               историческому исследователю Нарбуту мы обязаны открытием, что у древних литовцев,
               живших по прибрежью Балтийского моря, распространен был культ буддаизма. Золотые
               амулеты, в Копенгагенском музее и в других подобных местах находящиеся, из которых до
               80 штук объяснено мною в «Письмах о Славянских древностях», вероятно, попали в Данию в
               виде добыч из разрушенных храмов во времена нападения датчан на славяно-венедские
               земли. Микрелиус в своем сочинении «Древнее Поморье», т. I, стр. 163, пишет о разрушении
               датчанами храма, посвященного Святовиду, и о взятии из него сокровищ так: «Wie auch, dass
               unter den Schatzen solches Abgotts viele verguldete Schauer und andere Verehrungen gefunden
               sein, die ihm fremde Potentaten, und unter andern Suen Otto Konig aus Danemark, und Mestibojus,
               der Obotriter und Wenden Ftirst, zugesandt haben» («Как и то, что между сокровищами такого
               идола находились многие позолоченные жетоны и другие посвящения, присланные чуждыми
               владыками, и между прочими Свеном Отгоном, королем Датским, и Местибойем (Мстивой),
               Князем Бодричей и Вендов»).
                     Может быть, мне не представится более случая говорить еще когда-нибудь об этом
               предмете, то я думаю принести услугу науке, сообщив археологической публике новое
               открытие в области золотых амулетов.
                     Неоднократно находили здесь на славянской почве такого рода золотые привески; но в
               новейшее время сделана новая находка в этом роде, проливающая желаемый свет на тёмный
               круг этих предметов:
                     Флориан   Вильконский,   владелец   имения   Ванно,   невдалеке   от   города   Голанча   в
               Вагровицком уезде, в Познани, приказал в мае месяце 1850 года срыть находившийся в поле
               бугор,   внутри   которого   работники   нашли   могилу,   складенную   из   полевых   камней,
               заключавшую в себе несколько урн с пеплом. В одной из этих урн оказались небольшой
               золотой сосуд, несколько отрывков золотой цепочки и три золотых амулета, сходных со
               всеми доселе известными. Два из них были равной величины, но третий побольше. Прежде,
               нежели я успел видеть все находки, владелец их уступил сосуд, цепочки и один маленький
               золотой брактеат королевскому Берлинскому музею. А потому предо мной находятся теперь
               только два оставшихся брактеата, изображённые на табл. VIII под №38 и №38.
   124   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134