Page 130 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 130

XXXVIII и XXXIX.

                     Большой брактеат изображает, как обыкновенно, представляющую всадника голову, в
               шлеме   на   животном   долженствующем   представлять   лошадь   или   вола.   Но   маленький
               брактеат   с   подобным   же   изображением   весьма   важен   по   надписи,   определяющей   имя
               всадника, доселе бывшего неизвестным, а именно - читая назад - Собот; следовательно, бог
               огня, имевший свой культ в Силезии, на горе того же имени, называемой ныне испорченно
               Цобтен; там сохранился и по сие время обычай огнепоклонников, ибо ежегодно в ночь на
               Иванов день зажигают огни как на вершине этой горы, называемой по-польски Соботка, так
               и на вершинах других гор исполинского хребта. Весьма ясное доказательство, что в Силезии
               во времена идолопоклонства существовало огнепоклонение. На этом достопамятном амулете
               имя Собот или, лучше сказать, первые четыре буквы его изображены вендскими рунами,
               последняя же буква, как будто обращенная на другую сторону R, есть оскийское ТН.
                     Тип этого амулета - одна голова вместо всадника - сохранился на славянских монетах
               средних   времен.   Сравните,   например,   русские   монеты   в   Петербургских   записках
               археологического Общества за 1817 год, табл. IV, № 3 и табл. V, № 17.




                                    XL. ГНОСТИЧЕСКАЯ КАМЕЯ. Табл. VIII, № 40

                     Изображение   этой   двухсторонней   камеи,   состоящей   из   магнитного   камня,
               заимствовано мною из «Gorlaei Dactyliotheca» № 326, 327.
                     Главная сторона: Богиня ночи (луна) говорит стоящему перед ней, готовому к восходу
               Ориену, слова, написанные на оборотной стороне.
                     Оборотная сторона: Две строки письма, которые я объясняю, как следует ниже, и
               влагаю их в уста Луны.
                     Здесь должно наперёд заметить, что дело состоит в гностической игре, потому что это
               краткое изречение, как бы мы ни читали его в ту или другую сторону, имеет приличный
               смысл, ибо ясно, что вторая строка есть ни что иное, как первая, но написанная наоборот. Но
               для большей ясности я эти древние славянские буквы заменю новыми русскими.
                     Древние: AEHIO(T - T(OYOIHEA.
                     Новые: ЯБНIОЧО - ОЧОIНЕА.


                     Их должно разделить следующим образом на слова:
                     Я Е НIОЧО - ОЧОIН ЕЯ.
                     1. По-русски: Я есмь ночь  -  очуни её (Очуни  -  от: очунуться, очнуться.-  Примеч.
               переводчика).



                                       XLI. ПОПРАВКИ. Табл. VIII, № 41 a, b, c, d, e

                     a) На жертвенной чаше в мифологической галерее Миллима (табл. CXIX, № 422),
               заимствованной им из Lanzi, Saggio, II, XII, № 6, слово «Losna», поставленное подле Дианы,
               прочтено им за «Luna». Но это ошибочно. Обращённое S должно принимать за польское Z
               или русское Ж, следовательно, не «Luna», a Lozna; по-русски «ложесна», по-польски Lozna,
               Polozna, Poloznica; следовательно, Diana lucina - охранительница родильниц.
                     b) Объяснение жертвенной чаши Mus. PioClem. IV, В. I., которую тот же Миллин
               изображает на табл. LXXI, № 222, заключает в себе две неверности. Фигура с поставленным
               подле неё именем (сзади) MVPAN не есть парка, ибо нет парки с таким наименованием; но,
               читая по-этрусски V за О, будет MOPANA - Славянская богиня царства мёртвых, подобная
   125   126   127   128   129   130   131   132   133   134   135