Page 66 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 66

убедительных доказательств, мы должны заключить, что Славянский род и старше всех
               прочих родов в Европе; ибо условием для размножения  племени служит время, и чем
               многочисленнее племя, тем оно должно быть и старее. Но древность  Славян в Европе
               подтверждается   ещё   фактически   и   давним   пребыванием   их   под   именем   венедов   на
               Балтийском поморье, на которое они выселились еще при Зороастре, как говорит о том
               Зенд-Авеста; что по вычислению, сделанному Германцами, случилось за 2000 лет до нашей
               эры. О Руссах мы имеем хотя позднее сведение, однако уже при Птолемае, т.е. во 2-м
               столетии, была Великая Россия, ибо он пишет о Велико-Руссах (Vuillerozzi), и знал также
               Хазар-Русских,   называя   их   Chasirozzi.   Племя   Руссов   Саввейских   мы   встречаем   при
               Соломоне, царе Иудейском; Руссов же мы находим при защите Трои. Это обстоятельство
               ставит   их   современным   первоначальным   греческим   владениям,   образовавшимся   из
               финикийских, лидийских и пеласгийских колоний в Европе. Кинув на эти обстоятельства
               философский   взгляд,   мы   можем   заключить,   что   как   Римляне   живут   ныне   второю
               политическою   и   нравственною   жизнью   под   именем   Итальянцев,   как   Греки,   в   том   же
               отношении рассматривая, даже третьею жизнью; почему же Славянам не приписать той же
               судьбы народов? Такового же падения и восстания? А если это, по естественному ходу
               житейского быта допускаемо, то можем предполагать, что и Славяне стояли некогда на
               высокой   степени   образования   и,   может   быть,   на   высшей   в   сравнении   с   другими
               современными им тогда народами. Но, конечно, такое предположение составляет покамест
               теорему, требующую своих непреложных доказательств. Теперь мы можем указать только на
               немногие   обстоятельства,   могущие   вести   к   такому   заключению,   как,   например,   на
               свидетельство Геродота о высоком достоинстве Славян, названных у него Скифами; потом
               на Анахарсиса  -  родом Скифа, причисленного греками к числу семи мудрецов; потом на
               греческий огонь, известный, по сказанию Адама Бременского, Прибалтийским Славянам; на
               литейное и резное искусства, найденные в славянской Ретре; на горные работы у Славян в
               Карпатах;   на   существующий   доныне   древний   Славянский   туннель   между   Пестом   и
               Буддином; на выделку дубленых и сыромятных кож в древние времена только в России (у
               Скифов и Сарматов); на изобретение первой стали и огнива в Паннонии; на Славянские
               турниры   в   Италии,   в   Прибалтийской   России   и   в   Киеве,   при   Владимире   Святом;   на
               древнейшую письменность Славян, сохранившуюся доселе в некоторых памятниках и в
               особенности   в   самой   Зенд-Авесте   и   в   некоторых   рунах;   на   древнейшую   и   обширную
               торговлю Славян со всеми народами, в том числе и с Финикиянами,  -  на этот источник
               благосостояния и просвещения, но вместе с тем и развращения народного, как порождающий
               роскошь, негу и разврат.
                     На вопрос, которого нам ожидать можно: от чего же не пишут о Славянах ни греки, ни
               римляне? Мы отвечаем: они пишут и даже весьма много; почти на каждой странице их
               истории стоит какое-либо Славянское племя, как враждующее с ними или как покорённое и
               потому поневоле союзное им; но мы не узнаем праотцов своих потому, что прозвища их
               изуродованы. К этому уродованию давали повод частью сами Славяне, но преимущественно
               произошло   оно   от   дееписателей.   Рассмотрим   подробнее   обстоятельства   того   и   другого
               поводов.
                     Славяне имели обычай, который и доселе большей частью сохраняется, называть своих
               соседей по местоположению их жительства; так образовались прозвища загорцев, подгорцев,
               нагорцев,   поречан,   заречан,   брежан,   поморян,   залесян,   древлян,   озерян,   лукоморцев,
               украинцев и пр. Греки передали эти названия словами: Zagori, Pogori, Pagarici, Pagyritae,
               Gorali, Rizenu, Prusani, Pomerani, Silesi, Drewani, Eseritae, Lugomira, Ukrani, Krani, Kami и пр.
               -  Нет   сомнения,   что   в   этих   прозвищах,   составляющих   на   славянском   языке   имена
               нарицательные, а греками выданных в значении собственных, не было никакой возможности
               признать Славян, не сделав предварительно розысканий о том.
                     Кроме того, существует у Славян другой обычай: называть своих собратий по их
               промыслам   или   по   носимой   ими   одежде   и   обуви,   как,   например,   сыромятниками,
               мурманниками [53], кимряками [54], щетинниками, лунтайниками [55], курпинниками [56],
   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70   71