Page 65 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 65
может пользоваться этим важным и древнейшим сочинением как вполне доступным для нас
и должны при том сказать, что с переводом его на европейские языки прибыл значительный
угол в Славянской истории, а вместе с тем обозначились и предки Славян по крайней мере за
2000 лет до Рождества Христова.
Кроме этого вывода и примечаний наших к нему, мы помещаем в 3-м выпуске
некоторые пополнения и поправки статей первых двух выпусков.
В четвертом выпуске мы изложили критический разбор Скандинавской истории и её
источников с той точки зрения, какую даёт нам на то славянская жизнь, резко
проявляющаяся под мнимо чуждыми ей наименованиями. В особенности мы старались
распределить к местам Норманов, о которых скандинавская история имеет наименьшее
число данных и которые причислены к Скандинавам не самими Скандинавами, а
притязательными шлёцерианцами; ибо сами Скандинавы называют их народом с Северной
Двины.
Желаем, чтобы эти исследования наши послужили с пользой для историков
славянского быта; мы же вменили себе в обязанность собирать только материалы, и по
окончании трудов наших, т.е. проследив все главнейшие древние племена Европы и Малой
Азии, накинуть по обстоятельствам возможный и потому только поверхностный очерк
древней Славянской Руси, а равно и начала в ней христианства и первого епископства с 4-го,
а не с 11-го века.
Вместе с сим мы считаем обязанностью принести нашу глубочайшую благодарность
некоторым Духовным Начальствам, поощрявшим нас к продолжению труда нашего; и в
особенности Казанскому, введшему издаваемые нами материалы в учебный курс Семинарии.
Августа 15-го, 1860 г.
Егор Классен
ВВЕДЕНИЕ
Мы ищем истины и топчем её ногами! Эта мысль ведёт к следующему заключению:
история должна быть зеркалом минувших деяний человеческих; но это зеркало должно быть
плоским и отнюдь не впуклым и не выпуклым, дабы оно не могло ни уменьшать, ни
увеличивать отражающиеся в нём предметы, а передавало бы их с той же отчетливостью, с
какой совпадали в него лучи событий. На основании этого положения история без критики
есть сказка; но критика - этот страж нашего мышления - должна иметь основанием здравый
смысл или логику, без которой она заслуживает название пустословия. Упрямые мыслители,
желающие заставить говорить факты по своему предубеждению, употребляют или
диктаторский тон, провозглашая всё то, что им не нравится, подложным или ошибочным;
или дилеммами стараются опутать истину. Но дилемма есть увертка софиста, а софист есть
фокусник, отводящий глаза зрителей и показывающий чёрное белым, а белое чёрным, а
потому дилемма в истории есть посягательство на истину!
Эта мысль руководила нас постоянно при собирании и очищении материалов для
древнейшей славянской истории. Материалов этих много, но чтобы собрать их и употребить
в дело нужен труд - этот труд состоит в критическом обзоре всей древней истории и
выделении из неё законной и неотъемлемой ничем части, выпадающей на долю Славян.
Путь, избранный мной для этого многотрудного дела, я считаю обязанностью изложить
здесь в лёгком очерке.
Славянское племя в Европе, считая в числе его и чистых, и онемеченных Славян,
заключает в себе больше душ, нежели сколько их всех прочих чужеродных племён, вместе
взятых. Мы не станем приводить здесь доказательств на это, ибо они давно уже изложены
Венелиным, Шаффариком, Савельевым-Ростиславичем и другими.
Основываясь до времени на этом показании и не приводя никаких других, более