Page 95 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 95
Посмотрим, к чему нас приведёт историческая аналогия. Народы и государства
возникают, растут, цветут, стареются, падают и снова восстают хотя не в равные периоды,
долгота которых зависит от образа их внутренней и внешней жизни, но по одним и тем же
законам. - Многие Финикийские племена существовали, подобно Швейцарии, без князей;
громадное их богатство, образовавшееся от промышленности и всемирной торговли,
свидетельствует о их политическом бытии, силе и могуществе; ужели же, видя всё это,
можно сказать, что государства Финикийского никогда не существовало, потому что
Финикияне не имели князей, владевших ими? - Так, из греческих братовщин многие
существовали без царей; но ужели можно сказать, например, что Афины не имели
политического народного бытия до Пизистрата и что Солоновы законы не свидетельствуют о
гражданской жизни Афинян? Так точно и Рим существовал 700 лет до появления Цесарей
(Чесарей), ужели же дозволено будет сказать безнаказанно в учёном мире, что Рим начал
политическое бытие своё только с Августа?
Но ежели Финикийские, Греческие и Римская братовщины заслуживали названия
самостоятельных государств до избрания ими верховных владык, то почему же
северо-восточная Славянская братовщина, которая, может быть, старее всех упомянутых,
лишена этого права, и соединение Славянских племен и Чуди в Новогородской области
хотят считать государством только со времени призвания варягов, тогда как мы видели из
вышеприведенных показаний летописи, что эта братовщина была уже богата, обиловала
всем и нуждалась только в утраченной ею урядице? Не обязаны ли мы заключить, что народ
богатый, обилующий всеми благами, но сознающий в своём управлении неурядицу, отжил
уже периоды младенчества, возрастания, процветания, и следовательно, прожив долго,
приблизился наконец к эпохе падения своего, подобно Риму пред Августом? - Но
Новогородцы сознавали своё падение, то есть своё нравственное обессиление,
следовательно, сознавали беспорядки, происходящие от народного правления, а потому и
решились вверить управление собой единовластию, ибо в демократизме уже не было ладу,
не было урядицы; это мы видим из летописи. - А если это так, то почему же
государственную жизнь северных Славян считать со времени их падения и спустя, может
быть, после долгой процветавшей их жизни? Почему же Рим ведёт свое летосчисление с
Ромула, а не с Августа? Если у России нет своего Ромула, ни истинного, ни баснословного,
ибо трёх братьев Чеха, Леха и Русса мы не признаем родоначальниками Славянских племен,
несмотря на польское и чешское предания о них как о родичах праотцев наших; то у неё есть
фактические доводы о государственной богатой жизни народа своего до варягов. Зачем же
мы отрежем этот, может быть, лучший период до-Рюриковской Славянской жизни от
истории Русского народа, не проследив ещё надлежащим образом древней общей истории,
не исчерпав всех источников до истощения? Может быть, окажется ещё много сведений о
Руссах, которые не помещены в наших летописях. Есть много историков, писавших прежде
Нестора, а также и современных ему, у которых мы до сих пор и не думали искать Руссов,
или не узнали родичей своих под именами, составляющими перевод с Славянского на другой
язык, как, например, Скифы, Аримаспы, Гипеди (вместо Кожевенники, Кривичи, Украинцы),
или под именами, означавшими у Славян одежду или обувь, как, например, Меланхлени,
Карпиани, Зипани, Лантани и проч. (вместо махланники, курпинники, зипунники,
лунтайники) [86]; или же под изуродованными на греческий, латинский, арабский, немецкий
или скандинавский лад, как, например, Этрусски, Секлаб, Готи, Рутени, Роксолане, Аорси,
Вандали, Карни, Крани и проч.
Легко может быть, что политическая славянская жизнь на севере Европы старее не
только Рима, но и всех греческих государств. - Мы уже знаем теперь из Зенд-Авесты
(Зендаждь) Зороастра, что Славяне Венедские выселились ещё при жизни его из Бактрии к
Балтийскому поморью и основали тут братовщину, в которой, по совету Зороастра, все
должны были находиться в равенстве между собой, т.е. составлять демократию [87]. А по
исчислению греков Зороастр жил за несколько тысяч лет до Платона, по поверке же этого
исчисления Германцами - за 2000 лет до Р. X., следовательно, за 1250 лет до основания Рима