Page 94 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 94

одно   целое   имела   же   какое-либо   политическое   основание;   а   чтобы   народу   оказаться
               способным к принятию какой бы то ни было политической формы в управлении собою,
               нужна ему некоторая степень образования. Имея это в виду, каждый рассуждающий человек
               невольно спросит: на чём же основано убеждение о начале самостоятельности Русского
               народа   или   о   начале   государственной   его   жизни   со   времени   призвания   Рюрика?  -  На
               летописи ли Нестора или на заключении о его сказании Шлёцера? В первом случае вывод не
               будет   соответствовать   основанию,   а   во   втором   и   основание   и   вывод   будут   противны
               здравому смыслу.
                     Рассмотрим первое отношение. Летопись Нестора, не искаженная Шлецером и его
               слепыми поклонниками, ясно говорит, что в числе послов к варягам-Руссам были: «Русь,
               Чудь, Славяне и Кривичи»; что эти послы говорили варягам: «земля наша велика и обильна»,
               и далее: «а наряда (порядка) в ней нет».
                     Из первого довода летописи ясно и несомненно видно, что племена, призывавшие
               варягов, вели и до призвания  их жизнь  политическую, государственную, какой бы она
               формы ни была, ибо составляли уже союз, общину или братовщину из четырёх сильных
               племен  -  Руси,   Чуди,   Славян   и   Кривичей,   занимавших   своим   населением   (не   по
               соображению слов летописи «земля наша велика», а по вычислению пространства, в пятинах
               Новогородских заключавшегося) несколько сот тысяч и, может быть, до одного миллиона
               квадратных верст в северо-восточном углу Европы, могшем при самом бедном и редком
               населении, полагая только по пяти человек на квадратную версту, составлять до 5 000 000
               душ,   имевших   свои   города,   как,   например,   Новгород,   Старую   Ладогу,   Старую   Русу,
               Смоленск,  Ростов,  Полоцк,  Белозерск  (Белоозеро),   Изборск,  Любечь,  Псков, Вышгород,
               Переяславль; одним словом, 148 городов, насчитанных Баварским географом в 866 году у
               одного только племени северо-восточных Руссов.
                     Между   дикарями,   на   таком   протяжении   живущими,   нельзя   даже   предполагать   и
               взаимных сношений, а тем ещё менее единства мысли, какое выразилось у Руси, Чуди,
               Славян и Кривичей относительно вызова к себе князей на престол. Притом дикари не имеют
               городов, а название Русы, например, Старою, свидетельствует в свою очередь о древности
               существования её, заходящей далеко за Рюрика, ибо придаточное «старый» даётся городу не
               прежде, как по построении тем же племенем нового, одноименного с ним; и этот новый
               город, или новую Русу, мы находим в стране варягов-Руссов под именем Novorutha (Новая
               Русса); на реке Русе, составляющей правый рукав Немана, близ взморья, у Куриш-Гафа [84].
                     Этим   окончательно   удостоверяется   и   то,   что   Ново-Руссы,   или   варяги-Руссы,
               соплеменны   Старо-Руссам,   но   во   время   призвания   варягов   составляли   уже   отдельное
               государство. Итак, Русь Новогородская была когда-то, до разделения своего на восточную и
               западную, ещё сильнее; и это ее деление есть уже признак слабости отжившего лучший век
               свой государства. - Речи послов Новогородских к варягам свидетельствуют о том же.
                     Из второго довода летописи, где сказано: «наша земля велика и обильна», явствует, что
               племена,   призывавшие   князей   варяжских,   не   сейчас   составили   государственное   тело,   а
               напротив, прожили уже столько веков, может быть, государственною жизнью, что успели
               составить   пространное   государство   и   скопить   народное   богатство,   ибо   их   земля   была
               «велика», заключала в себе четыре больших племени и обиловала всем, даже и городами -
               этим   несомненным   признаком   государственной   или   политической   жизни,   потому   что
               существование городов свидетельствует уже о разделении труда и образованности народа.
                     Из третьего довода летописи, где сказано, что у соединённых племён, богатых всем, нет
               только «наряда» (порядка), явствует, что они хорошо понимали благодетельное влияние
               порядка на благосостояние народное, следовательно, наслаждались им до неурядицы своей,
               но, утратив  этот порядок в управлении  от растления  народного,  уже не в  силах были
               восстановить его сами многоличным своим действием, распадавшимся на разные воли и
               желания, которыми руководили вместо утраченных начал нравственных одни уже страсти: а
               потому, отжив золотой век свой, должны были призвать князей для управления собой и для
               введения снова порядка [85].
   89   90   91   92   93   94   95   96   97   98   99