Page 29 - Неоднородная Вселенная
P. 29

Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
       графические, астрономические и физические познания Фалес связал в стройное философ-
       ское представление о мире, материалистическое в основе, несмотря на ясные следы мифо-
       логических представлений.

            Фалес полагал, что существующее возникло из некоего влажного первовещества, или
       «воды». Всё постоянно рождается из этого единого источника. Сама Земля держится на
       воде и окружена со всех сторон океаном. Она пребывает на воде, как диск или доска, пла-
       вающая на поверхности водоёма.

            В то же время, вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из неё природа
       не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной — всё наполнено божественной
       сущностью, всё одушевлено. Фалесу принадлежит попытка разобраться в строении окру-
       жающей Землю Вселенной, определить, в каком порядке расположены, по отношению к
       Земле, небесные светила: Луна, Солнце, звёзды.

            В этом вопросе Фалес опирался на результаты вавилонской науки. Но он представлял
       порядок светил обратным тому, который существует на самом деле: он полагал, что ближе
       всего  к Земле находятся,  так  называемое, небо  неподвижных  звёзд, а  дальше  всего —
       Солнце. Эта ошибка была исправлена его продолжателями.

                                                  8
            Его современник, Анаксимандр , признал единым и постоянным источником рожде-
       ния всех вещей уже не «воду» и вообще, не какое-либо отдельное вещество, а первовеще-
       ство, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало
       всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и, в этом смысле, не-
       определённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное». По обособлении из него
       тёплого и холодного, возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землёй.
            Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри
       которых оказалось заключённым некоторое количество прорвавшегося наружу огня. Так
       произошли три круга: круг звёзд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу ко-
       лонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложе-
       ний высохшего морского дна и изменили формы, при переходе на сушу.

            Всё обособившееся от беспредельного должно, за свою «вину», вернуться в него. По-
       этому, мир — не вечен, но, по разрушению его, из беспредельного выделяется новый мир,
       и этой смене миров нет конца.

                                                                              9
            Последний в ряду милетских философов — Анаксимен , достигший зрелости, ко вре-
       мени завоевания Милета персами, — развил новые представления о мире. Приняв, в каче-
       стве первовещества, воздух, он ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгу-
       щения, посредством которого, из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни и
       огонь.

            «Воздух» для него — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа,
       будучи дыханием, держит нас. По природе своей, «воздух» — род пара или тёмного облака
       и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же, как парящие




            8  В.Ф. Асмус. «Античная философия». Учебное пособие, с. 25. Изд. 2-е, доп. М., «Высшая школа», 1976 г.
            9  Там же, с. 26.
            К оглавлению                                   29
   24   25   26   27   28   29   30   31   32   33   34