Page 31 - Неоднородная Вселенная
P. 31

Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
       Левкиппа и Демокрита состоит в гипотезе о существовании неделимых частиц вещества.
       Греческое слово «атомос» означает: «неделимый», «неразрезаемый на части».

            По сообщению Симплиция, Левкипп и Демокрит говорили, что начала (физические
       элементы) — бесконечны по числу, и их они называли «атомами» и считали их недели-
       мыми и непроницаемыми, вследствие того, что они абсолютно плотны и не заключают в
       себе пустоты. Они говорили, что разделение происходит, благодаря пустоте, заключаю-
       щейся не внутри атомов, а в телах, атомы же, отделены друг от друга в бесконечной пу-
                                                                                                     11
       стоте и различаются внешними формами, размерами, положением и порядком .
            Атомы носятся в пустоте, настигая друг друга, они сталкиваются, причём, где слу-
       чится, одни отскакивают друг от друга, другие сцепляются или сплетаются между собой,
       вследствие соответствия форм, размеров, положений и порядков. Образовавшиеся соеди-
       нения держатся вместе и, таким образом, производят возникновение сложных тел. Лев-
       кипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во Вселенной, но и
       число возможных для различных атомов форм, т.е. их фигур, очертаний.

            Существуют атомы самой различной формы: шаровидные, пирамидальные, непра-
       вильной формы, крючковатые и т.п. Число этих различных форм — бесконечно. Доказа-
       тельство бесконечного числа форм атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вслед-
       ствие невидимости и неосязаемости этих форм, а только логическим.

            Атомисты не ставят вопрос о причине движения атомов. Они не ставят его, не вслед-
       ствие «бесконечности», как думал о них Аристотель, а потому, что движение атомов пред-
       ставляется им изначальным свойством атомов. Именно, как изначальное, оно не требует
       объяснения причины. Но учение о движении атомов не есть и произвольное утверждение
       философа о том, что происходит в области чувственно невидимого и невоспринимаемого.
            Теория о невидимых нами движениях весьма малых атомов внушается нашему уму
       наблюдениями над процессами и явлениями, происходящими в чувственно воспринимае-
       мой природе. Теория атомизма возникла у Левкиппа и Демокрита, на основании наблюде-
       ний  и  некоторых  аналогий.  Предметом  этих  наблюдений  были  такие  общеизвестные
       факты, как способность некоторых твёрдых тел сжиматься.

            Если тела могут сокращаться в своём объёме, значит, они состоят из частиц, между
       которыми имеется пустое пространство, иначе, как могли бы они уменьшиться в объёме?
       В соответствии с этим, Демокрит пояснял, что большая или меньшая степень твёрдости и
       мягкости «соответствуют большей или меньшей степени плотности и разряжённости».

            Все вещи и тела видимого, ощущаемого мира, согласно их учению, возникают в ре-
       зультате временного соединения невидимых и неосязаемых вещественных частиц. Эти ча-
       стицы уже не обладают, вразрез с Анаксагором, потенциальной делимостью до бесконеч-
       ности. Это — частицы, абсолютно неделимые и потому называемые «атомами».

            Атомы, по  их представлениям, настолько  малые частицы  вещества, что  непосред-
       ственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено: о нём мы




            11  В.Ф. Асмус. «Античная философия». Учебное пособие, с. 138-139. Изд. 2-е, доп. М., «Высшая школа», 1976
              г.
            К оглавлению                                   31
   26   27   28   29   30   31   32   33   34   35   36