Page 109 - OMTPZG
P. 109
(«Mission de l’Inde en Europe»). Там он описывает Агарти как подземное царство, на
территории которого находится некий университет, являющийся хранилищем секретного
знания.
Объяснением появления феномена Агарти так или иначе может служить то, что
Оссендовский использовал миф об Агарти, чтобы завоевать симпатию Унгерна. Барон
Унгерн, без сомнения, отождествил бы материалистические силы Антихриста, которые
Агарти помог бы одолеть, с большевиками, против которых он воевал. Так же как
Сухэ-Батор использовал легенду о Шамбале для того, чтобы сплотить свои войска, Унгерн
мог подобным образом использовать историю Агарти для собственной выгоды. Если эта
догадка верна, мы можем проследить отсюда возникновение иной версии легенды о
Шамбале, версии, представляющей Шамбалу скорее в неблагоприятном свете.
На поиски Шамбалы отправлялся и Рерих (1874–1947), известный русский художник и
страстный последователь теософии. Рериха, возможно, частично вдохновил своей книгой
Грюнведэль. Книга называлась «Путь в Шамбалу» и содержала перевод «Путеводителя по
Шамбале» («The Guidebook to Shambhala»), написанного в середине XVIII века Третьим
Панченламой (1738–1780). Панчен-лама, однако, объяснил, что путешествие в Шамбалу
невозможно осуществить одним лишь передвижением в пространстве. Чтобы достичь этой
сказочной страны, необходимо выполнить огромное количество духовных практик. Другими
словами, путешествие в Шамбалу представляет собой не что иное, как внутренний духовный
поиск. Однако это объяснение, похоже, не удержало отважных путешественников, какими
являлись Рерихи, от попыток достичь Шамбалы, попросту добравшись туда пешком или
верхом.
В противовес представлению о Шамбале Рериха как о благой земле, те, кто
придерживается альтернативной версии, делают ударение на тех аспектах легенды, которые
связаны с апокалипсисом. Они ассоциировали Шамбалу, главным образом, с
разрушительными силами возрождения, которые уничтожат устоявшиеся старомодные
взгляды и установят новый мировой порядок. Таким образом, разрушительная сила
Шамбалы, в конечном счете, благостна. Эти версии также происходят из теософии.
В 1902 году Рудольф Штайнер (1861–1925) – австрийский спиритуалист, глава
германского теософского общества, которое он покинул в 1909 году главным образом
потому, что не мог согласиться с тем, что Безант и Лидбиттер объявили шестнадцатилетнего
Кришнамурти мессией. В серии лекций, данных в Берлине и Мюнхене в 1910 и 1911 годах,
Штайнер учил тому, что впоследствии некоторые обозначили как «христианизированная
версия теософии». Штайнер, однако, заявил, что его учения возникли в результате
открывшихся ему посредством ясновидения «записей акаши», а не из теософии. Акаша
(akasha) – санскритское слово, обозначающее «пространство», и эти оккультные знания
предположительно содержат всю мудрость человечества. Тексты, относящиеся к системе
тантры Калачакры, упоминают о полностью очищенном тончайшем уровне умственной
деятельности, который является основой для всеведущего осознания Будды как о
«всеобъемлющем пространстве». Однако в них ничего не говорится о том, что эта
умственная деятельность служит кладезем всех знаний и может быть «считана» с помощью
психических сверхспособностей.
Штайнер назвал себя «люциферианином», и, по его логике, Будда Майтрейя – это
Антихрист. Поскольку люди извратили настоящее учение Христа, Майтрейя, как Антихрист,
придет из Шамбалы, очистит мир от греховности и будет проповедовать настоящее послание
Христа. В 1913 году последователи Штайнера основали Антропософское общество, хотя сам
Штайнер не вступал в него до тех пор, пока самостоятельно не реорганизовал его в 1923
году.
Обратимся к некоторым пророчествам буддистских писаний. Так, согласно Тантре
Калачакры, Рудрачакрин – двадцать пятый правитель-калки из Шамбалы, победит
захватчиков, которые попытаются завоевать мир. Эти оккупанты неиндийского
происхождения будут следовать учениям линии восьми пророков: Адама, Авраама, Ноя,