Page 111 - OMTPZG
P. 111
хотя и без твердых догматов, но с очень определенным и, в сущности, исключительным
направлением к самообожествлению человека и против всяких сверхчеловеческих начал,
стремящуюся при том к распространению, к прозелитизму» 37 . Согласитесь,
воинствующе-наступательный характер для медитирующе-безобидного буддизма это почти
то же самое, что летающий слон. Не произошла ли тут подмена самой сути? В другой статье,
продолжая необуддийскую тему, Соловьев замечает: «Мы имеем здесь дело с любопытным
явлением наступательного движения буддизма на западный мир. Утверждать невозможность
такого движения на основании мирного и пассивного характера буддизма, которому якобы
чужд всякий прозелитизм, есть явная нелепость. Ибо без прозелитизма религия, возникшая
на берегах Ганга, не могла бы распространиться до Малакки и Филиппинских островов, до
Японии и Сибири»38. Что ж, замечание выдающегося мыслителя, бесспорно, имеет под
собой веские основания. Попробуем разобраться, какое отношение к буддизму имеет так
называемый необуддизм – это новое, весьма агрессивное оккультное учение Тибета.
Другая Шамбала
Уже в начале XX века тибетские ламы сочли, что века ожидания прошли, пришло
время действий. Как пишет Н. Рерих, «с 1924 года по тибетскому летоисчислению началась
новая эра. Век считается не в сто лет, а в шестьдесят»39. На протяжении веков служба с
участием Далай-ламы кончается тем, что «Живой Будда благословляет присутствующих,
поворачиваясь поочередно во все стороны света, и наконец, замирает, простирая длани к
северо-западу, то есть к Европе, куда, согласно заветам Желтой веры, будет
распространяться учение мудрейшего Будды»40. Как свою победу, восторженно приняли
тибетские ламы советскую революцию, имеющую намерение разрушить христианские устои
в обществе. В этой связи знаковым оказывается более чем эмоциональное письмо тибетских
махатм вождям Советского Союза, привезенное в 1926 году Н. Рерихом, в нем уважаемые
махатмы восклицали: «В Гималаях мы знаем совершаемое вами! Вы упразднили церковь,
ставшую рассадником лжи и суеверий; вы уничтожили мещанство, ставшее проводником
предрассудков; вы разрушили тюрьму воспитания; вы уничтожили семью лицемерия; вы
сожгли войско рабов; вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи; вы
признали ничтожность личной собственности; вы угадали эволюцию Общины, вы
преклонились перед красотою; вы принесли детям всю мощь космоса. Мы признали
своевременность вашего движения и посылаем вам всю нашу помощь» 41 . Позже,
комментируя послание Махатм, известный последователь рериховского учения
В. Клещевский добавлял огня: «Заскорузлая «библейская идеология» стала тормозом на пути
и науки, и нравственности, мертвые догмы надо было убрать. Любой ценой. Православие как
забор держало ум и душу человека в потемках… Ленину было конкретное задание –
«уничтожить церковь»42.
37 Соловьев В. С. Рецензия на книгу Е. П. Блаватской «The key to Theosophy».1892, с. 291–292.
38 Соловьев В. С. Е. П. Блаватская // Критико-биографический словарь русских писателей и ученых
С. А. Венгерова Т. 36. СПб., 1892, с. 317.
39 Рерих Н. К. Алтай – Гималаи. Путевой дневник. Рига, 1992, с. 45.
40 Оссендовский Ф. И звери, и люди, и боги. М. Пилигрим 1994. с. 291–292.
41 Публ.: Беликов П. Ф., Князева В. П . Рерих. М., 1972, с. 178–179.
42 Из книги В. Клещевского «Тайна Ленина» // Знамя мира. 4 (29), 1995.