Page 50 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 50
живут алаунские Скифы, они составляют ветвь сильных Сарматов и называются
Алаунянами.
Маркиан говорит: Алане и Алано-Рси - сарматский народ.
Некоторые историки говорят, что Aorsi - Сармато-Скифский народ и что сербы (Sirbi -
С’рбы) - народ в азиатской Сарматии, за Волгой, сарматского племени.
Плиний говорит, что Алане соплеменны роксоланам, а роксолан признают большая
часть историков за Сарматов. Он же пишет, что в Кавказском крае жили под именем
Сарматов меоты (азовцы - азы), валы, сербы, аррихи (ореховцы?), цинги и псессии. Река
Серпа или Сарпа, текущая между Доном и Волгой, и река Морава, у греков Моравиос, по
Птолемаю, боковая река Дона, свидетельствуют, что тут действительно жили сербы и
моравы. А сербы и моравы свидетельствуют об их славянстве.
Мы находим также в истории, что во времена Августа Сарматы были на Волге. - Также,
что Сарматы на Дону делились на роксолан и яцигов и что Сарматы выступили в I веке из-за
Дона под именем роксолан.
Страбон называет всех Скифов Сарматами. Маркиан называет аланорсов
(Alanorsi-Алан -Рси) Сарматами. То же сказано у Скимна Хиоск. и в Periplus Pont, Ebx.
Тацит называет роксолан Сарматами.
Шафарик говорит, что Сарматы были известны в Европе под именем яксаматов,
роксолан, яцигов и алан.
Маркиан Гераклейский говорит то же о Сарматии, что и Птолемай, прибавляя только,
что Рудон (Двина) и Борисфен (Днепр) вытекают из Аланских гор.
Этим свидетельствуется, что Аланские (Alani montes) и Алаунские (Alaunus mons) горы
означают одно и то же, и напрасно некоторые историки, роясь в географии, хотят отыскать
эти горы в отрогах Кавказа, а некоторые даже и нашли их там, но только в своем игривом
воображений.
В 94 году до Р. X. роксолане, сарматское племя, между Доном и Днепром, являются как
союзники Скифов, сыновей Скилура VI, скифского князя, против Митридата, царя
Понтийского.
Все эти объяснения нисколько не кидают нам света на историю народа, занимавшего
некогда Россию, но еще более путают дело. Но чтобы обзор наш был полнее, рассмотрим
сказания о Сарматах отдельно от Скифов.
Птолемай, описывая Европейскую Сарматию, говорит: в ней живут большие народы:
венеды по всему Венедскому заливу, певкины (псковитяне) и бастарны - поднестряне, так
называли греки земледельческих Скифов) за Дакией, а по всему прибрежью Азовского моря
яциги и аланорси (Алано-Рси), за ними, далее во внутренность, амаксобы (?) и алауны-скифы
(здесь подразумевается одно и то же племя под Алано-Рси и Алауны-Скифы. При Чёрном
море анты - дополняют многие историки.
Далее, говорит Птолемай, мелкие народы живут в Сарматии следующие: на Висле,
между венедов, гитоны (геты-унны), потом фенни, потом булане (в некоторых списках
сулане), между ими фругундионы (фряги-унны), далее аварины, у истоки Вислы; между ими
омброны (?), потом анартофракты (?), бургионы (по-монгольски бургундаи), арсиеты
(аорсы-геты), сабоки, пенгиты (пеняне по некоторым толкователям, а по-нашему пинежане)
и бяссы - у Кавказа (куда хватил!). Восточнее этих сидят между венетами галинды (?),
судины (судяне) и славяне (Slavani) до алан; между этими игилионы (на Иглаве в Моравии),
потом чустобоки (Costoboki по реке Чустовой или Чусовой), а по Шафарику, костобоки и
траномонтаны (?) до певкинских гор (псковских, ибо Псковская область, вероятно, занимала
и часть алаунской возвышенности). Остаток Венедского залива занимают венеты, над ними
оссияне (не пропущено ли тут «Р» в начале имени?), осей (то же), а совершенно на севере
чарвоны (чарвонцы - Carwoni). Восточнее этих живут кареоты и салы (?), между ими
агатирсы (ахтырны - как ниже выведено), потом аорси, пагириты (?); между ими савари
(северяне) и порусы до Рифейских гор, потом акивы и наски или насци (?); между ими
ивионы и идрийцы (?); между ивионами и аланами стурни (струсни). Между алан и