Page 52 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 52
и истребили почти всё их войско. Сарматы в 334 году вооружили своих рабов и посредством
их одержали победу. Но вооруженные рабы прогнали своих господ и сами, как лимиганты,
поместились между Дунаем и Тиссою.
Изгнанные Сарматы - владельцы - вступили частью в военную службу к готам, давшим
им несколько земли для поселения; 300 000 из них получили от римского императора места в
Паннонии, Фракии, Македонии и Италии. Города лимигантов назывались с того времени
холопьими [41].
В 358 году император Констанций хотел наказать лимигантов и, подкрепленный готами
и изгнанными сарматами, разбил лимигантов совершенно и возвратил землю
сарматам-Arearaganthes, дав им царя.
За яцигами и паннонцами следовали очистившиеся от названия Сарматов сербы,
хорваты и булгары.
С этого времени, когда римляне узнали настоящие племенные названия Сарматов, имя
Сарматии и Сарматов исчезло в истории почти повсеместно, и они уже являются под
разными славянскими наименованиями и под более общим именем Славян. Со времени войн
германцев со Славянами исчезло имя венедских Сарматов и самих венедов. Последнее
племя, с которого сняли историки общее имя сарматов, были Руссы. Это случилось уже в
конце XV столетия нашего летосчисления, ибо Халкокондила в 1453 году называет ещё
Россию Сарматией, но уже делить её на Великую, Белую и Чёрную, почти подобно
тогдашнему её действительному делению, и упоминает уже в ней города Москву, Новгород
и Тверь.
Далее мы находим, что у римлян Borusci Borussi (Порусичи, Поруси), народ внутри
европейской Сарматии, у источников Днепра - племени сарматского. Это алаунская Русь на
реке Порусье.
Что Сарматы говорили венедским языком, который есть наречие славянского, явствует
из следующего: папа Сильвестр II говорит о походе Оттона I против Славян следующее:
Legiones militum duxit (caesar Otto I) in Sarmates, quos ea lingua Guinidos dicunt (Bibl. max.
patr.).
Германцы пишут, что Овидий изучал в Томи языки гетский и сарматский, которые
принадлежали к славянским наречиям.
F.M. Apendini доказывал, что древние фракийцы, македонцы, иллирийцы, скифы, геты,
даки, сарматы, кельтоскифы говорили одним славянским языком. Клуверий считает
Сарматов предками венедов и слованцев.
Iordan доказывает, что сарматами и меотидами называли славян, живших на Дону и
Волге и после у Чёрного моря и Дуная.
Антон выводит от волжских Сарматов будинов, роксолан и сербов.
Гримм принимает древних иллирийцев и Сарматов за Славян.
Шафарик говорит: Сарматы были известны в Европе под именами яксаматов
(приаксайцев) и роксолан.
Шафарик, приводя сарматские слова в русском языке, как, например, бугор, курган,
дей, богатырь, стряпчий, хорош, амбар, буза, чертог, топор, говорит, что они заимствованы
из персидского. Этим он желает доказать, что Русы не Сарматы, ибо это слова не сарматские,
а только перенесены Сарматами в Россию.
В этом мы нисколько не сомневаемся, ибо Сарматы переселены на Дон из Мидии,
следовательно, могли занесть оттуда и много персидских слов в Россию. Но потом он
говорит, что у Сарматов было много славянских слов, как князь, рача и пр. Что же доказал
этим Шафарик? Что Руссы не Сарматы? А по-нашему выходит наоборот. Если Сарматы
заимствовали у Персов те же слова, какие заимствовали и Руссы у тех же Персов или уже у
Сарматов, а прочие слова сарматские, равно как и русские, принадлежат славянскому языку,
то, следовательно, и Сарматы, и Руссы говорили одним и тем же языком.
Ведь не представил нам Шафарик ни одного слова сарматского, которого не было бы в
древнем русском языке. А притом ещё спросим: почему же и Руссы и Сарматы заимствовали