Page 51 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 51
амаксобян кариолы (?) и сергачи; а по изгибу Дона офлоны (?), танаиты (придонцы), между
этими осилийцы (?) до самых роксолан, ракалане (рек алане?) и эксобигиты (?). Между
поднестрян и роксолан, у самых гор, амадоки (Моздок?) и навары (?).
У озера Bices торрекады (?), a y пролива Ахиллесова тавроскифы. Между поднестрян
живут, подле Дакии, тагры (это тагрогициги или просто яциги), а между ими тирагеты. - Вот
все народы в Сарматии европейской у Птолемая.
Сказание Птолемая о народах есть пустая номенклатура, из которой ничего нельзя
вывести, ибо названия все изуродованы как нельзя более, размещение племен все перебито и
перепутано, соседями поставлены племена, сидевшие одно от другого тысячи на три верст, с
севера отнесено несколько племен на юг, с юга на север, с запада на восток, из средины на
край. Одним словом, нет никакой возможности проследить все племена в том порядке, в
каком он расположены у автора.
По всему видно, что при этом описании Птолемай черпал из всех возможных
источников и ставил все собранные им сведения, не соображая ни правильности, ни порядка,
ни отношений местности. Племена, показанные восточным писателем на западе, и он ставил
также на западе, тогда как они с его собственной точки воззрения сидят на востоке. Точно
такая же путаница и в других отношениях; например, Геродотов север доходил только до
Харькова и Галиции (галицкой Руси) и оканчивался чарвонами; Птолемаев же север идет
почти до Белого моря, а чарвонов он всё-таки ставит на самом севере, ибо по недостатку
географических и этнографических сведений он не мог даже и исправить неверности. То же
самое вы найдете у него и об алаунах-Скифах. Он говорит, что эти алауны-Скифы, также
ветвь сильных Сарматов, в недоведомые времена оставили свои места на Дону; Волге и
Кавказе и отправились в дальний север - тут сейчас думается, что к Белому морю (ибо север
Птолемая доходит до Северного океана), а на деле только к источникам Волги и Днепра.
Кроме того, некоторые названия, по-видимому, выдержали двойной перелад: на
монгольский и греческий манеры. В монгольском языке мы можем отыскать значение только
некоторых названий, явно оттуда почерпнутых, как, например, уннов, антов, бургундионов,
кицигов, язей, якасиров или ясиров. Ун - значит у монголов правый, добрый [36], ант -
присяжный, клятвенный [37], бургундай - раскольник [38], кициги - младшие, язы-поляне,
якасиры, ясиры - полоненные; ути, уди, удии - зажигатели [39]. При этом неизлишним будет
заметить, что у монголов Саклаб значило осторожный. Не у них ли заимствовали арабы
слово секлаб, которым они именуют славян?
Итак, мнимая Сарматия европейская заключала в себе всю восточную Пруссию, часть
Польши, всю нынешнюю европейскую Россию и придунайские земли. Одним словом: она
покрывала собой всю европейскую Скифию, и все славянские племена, вне Скифии жившие.
Представьте себе огромное племя, всю Сарматию занимавшее; оно должно было быть
гораздо более скифского племени, которое Фукидид называет огромнейшим в мире.
Но рассмотрим, что ещё говорят о Сарматах. Первое племя славянское, выплывшее из
общего сарматского моря под собственным своим именем - были даки. Это случилось во
время войн Траяна с мнимыми Сарматами; в 106 году по Р. X. Траян, покорив их, узнал и
настоящее их название.
За даками следовали яциги и паннонцы, а именно: по Аммиану Марц. и блаж.
Иерониму Сарматы разделялись на Sarmatae Arearaganthes и Sarmatae Limiganthes, или
Sarmatae liberi и Sarmatae servi; первые назывались также яцигами, а последние паннонцами.
Слово limiganthes производит Левицкий от червонорусского lemki [40], a по-нашему он
происходит от древнерусского имени лямницы, т.е. порабощенные.
Это обстоятельство следует пояснить несколько более: в 332 году Сарматы просили
римлян пособить им воевать против готов, которым они прежде помогали, а тут готы стали
теснить их.
Император Константин прибыл и победил готов.
Когда же впоследствии сарматы ворвались в римские владения, то готы напали на них