Page 49 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 49
следовательно, Скифы и у Аральского моря, и в Египте.
Аорси показаны Сармато-скифским народом на северо-западной стороне Каспийского
моря. Это у устья Волги, где сидела, по другим историкам, Рса приволжская.
Арихи - скифское племя, сидевшее между Азовским морем и Кавказом [35].
Далмация причислялась в старину к Фракии, а вместе с нею к Скифии, следовательно,
и в Далмации сидели Скифы.
Дамна - город в Азии, жители его Дамняне-Скифы.
Кельты названы Скифами. Адам Бременский называет Винету скифским городом.
Нестор пишет, что греки называли Великой Скифией полян, древлян, северян,
радимичей, вятичей, хорватов, дулебов, оуличей и тиверцов до самого моря.
Из этого мы усматриваем, как широко раскинулись мнимые Скифы по Европе. И
Фукидид в 460 году до Р. X. говорит, что Скифы есть многолюднейшее племя в мире.
Теперь перейдем к Сарматам. Начнём с праотца истории Геродота: он говорит, что
Сарматы скифского племени, ибо они говорили скифским языком, но другим наречием, а
поэтому Геродот и замечет, что они говорили испорченным скифским. - Каждое племя
считает свое наречие чистым, а прочие к тому же языку относящиеся испорченными. Очень
естественно, что наречие мидийское могло разниться с наречием придонским, а потому
скифский градоначальник, сообщивший Геродоту эти сведения, и сказал ему, что Сарматы
говорят испорченным скифским языком.
У Птолемая местами сливается Скифия с Сарматией. Он говорит, что границы
европейской Сарматии были: на север - Северный Океан и Венедский залив, на западе Висла
до истока своего, а на юге Сарматские горы, далее Тирас и от него до устья Борисфена
(Днепра), оттуда до Перекопского залива, на восток по Меотийскому (азовскому) заливу до
устья Танаиса (Дона) и вверх по этой реке до её истока и до земли неизвестной.
В южной части этого обширного пространства находилась Геродотова Скифия,
описанная им в 4-й книге, где он даёт первые намеки о стране, дотоле неизвестной грекам.
Из этого явствует, что ни Геродот, ни Птолемай, ни даже позднейшие историки не
знали настоящих границ этих царств на севере; ибо ни у кого из них эти границы не
смыкаются и ни один историк не мог совершенно отделить Скифии от Сарматии; то тут
заходит углом Скифия в Сарматию, то там Сарматия, в свою очередь, в Скифию, а в иных
случаях они совершенно совпадают в одном месте и даже у одного и того же писателя.
Возьмем, например, описание Скифии и Сарматии Птолемая и поставим их нарочно в
параллель, чтобы удобнее было видеть, что эти два описания составляют один и тот же
предмет, но с разными только заглавиями. Вот его Скифия и Сарматия:
Scythia intra Imaum. L. VI. С. 5. Sarmatia europaea L. III. C. 5.
Alani montes Alaunus mons
Sycby montes
Alani Scythae Alauni Scythae
Suoveni Stavani
Agathyrsi Agathyrsi
Sycby
Aorsi Aorsi
Zaratae Zacatae
He ясно ли из этого, что Птолемай говорит в обоих случаях об одном и том же народе;
следовательно, либо Сарматов тут не было, либо Скифов не было, либо один и тот же народ
назван двумя именами.
Но мы ещё более убедимся, что одному и тому же народу дано два имени, если
сообразим всё то, что говорят историки о них.
Геродот говорит: Сарматы - скифский народ, ибо они говорят скифским языком;
следовательно, из Мидии переселены были не Мидяне, а Скифы, названные почему-то
Сарматами.
Птолемай говорит: Алане - скифский народ. Он же говорит, что внутри Сарматии