Page 81 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 81

Волыни, названной Геродотом Гелонью


                     существующей  и теперь  на Руси по названию  своему и бывшей, вероятно, также
               вольной славянской областью во времена до-Рюриковские, ибо откуда же взять подобное
               название, когда нет ни города, ни реки, соименных ему? А между тем Владимир назван
               Волынским,   Каменец   также;   притом   по   Нестору   известно,   что   Дулебы   и   Бужане,
               присоединившись   к   этой   области,   приняли   название   Волынян.   Этим   сверх   того
               доказывается, что Волынь была обширна, ибо включала в себя не одно славянское племя.
               Тоже   можно   сказать   и   о   северной   Волыни,   ибо   населявшие   её   Лютичи   делились   на
               несколько племён, в числе которых называет нам Адам Бременский  Хижан, Черешпан,
               Туложан и Ретарей. Они же назывались, по Маркиану, Гетами на Пене. По Видукинду (III.
               69),   Лутичи   назывались   также   и   Волынянами.   Этим   свидетельствуется,   что   название
               Волыняне не есть племенное или собственное имя, а нарицательное, свидетельствующее
               политический быт народа. Маркиан называет северных Волынцев Gelones, у Геродота же так
               названы южные Волынцы.

                     Юго-западная Волынь могла быть также вольною областью, какими были до Рюрика
               Поморская, Новогородская, Псковская и Низовская, что в нынешней Германии, а может
               быть, и другие, коих названия не дошли до нас ни в летописях, ни в местных урочищах,
               сохранивших, подобно Волынскому, в имени своем признак образа управления своего, ибо
               по слободам, рассеянным по всему Русскому государству, можно предполагать о многих
               вольных   если   не   областях,   то   по   крайней   мере   местечках,   потому   что   под   слободою
               разумелась свобода в действиях; да и теперь сохранились в великорусских наречиях слова
               «слобода» и «ослобождать». Эти слободы назывались на Волыни и в Полесье волицами.
                     О низовской Волыни мы можем сказать следующее: из Славян, сидевших в нынешней
               Германии, составляли также вольную область Гломачи (они же и Далеминцы) и Нижане.
               Они занимали всё пространство от Лабы (Elbe) до Каменцы (Chemnitz). Вечевой город их
               был Звоничи, к которому принадлежали по союзу Каменец (Chemnitz), Черлы (Zschorlau) и
               Щеки (Zschokau).
                     Должно   полагать,   что   Галич   костромской   был   также   вольным   городом,   ибо   две
               народные песни сохранили его название Волынцем, где при описании богатырей русских,
               выезжавших во времена Владимира на Киевские своего рода турниры, упоминается в одной
               песне о Дюке Степановиче, так: «Из славна Волынца, красна Галича, из Карелы богатыя»; а в
               другой, о Михаиле Козаринове, говорится так: «Как издалече было, из Галича, из Волынца
               града, из красного». Карелы действительно жили, кроме других мест, также и в нынешнем
               галицком уезде, где до начала текущего столетия сохранялись их, отличительные от русских
               головные уборы. Название же Галича Волынцем свидетельствует о бывшем некогда роде
               правления в нём.
                     Мы сомневаемся в том, что все вольные области славянские имели постоянно князей
               своих, как Новогородская до времен Иоанна или как греческие в начале развития своего, но
               управлялись народным вечем, как во всех первобытных республиках и даже греческих, не
               лишенных князей своих.
                     Но обратимся опять к Зенд-Авесте, или Зендаште.  -  При окончании своих поучений
               Зердест предсказывает будущим выселенцам или Венедам, что если они приложат заботы к
               земледелию,   то   скоро   обогатятся   через   посредство   приезжающих   туда,   для   скупа
               произведений земли купцов, и что имя их будет далеко известно и знаменито. Это ободрение
               он заключает словами: «cie есть святая истина».
                     Принимая Винету по ее древности за старший венедский город, а по смыслу названия
               области,   в   которой   он   находился,   вольною,   за   тот   самый,   который   предназначен   был
               Зердестом к построению колонистами, мы должны сказать, что предположение парсского
               мудреца действительно сбылось, ибо немецкие историки пишут, что Винета на Волыни была
               в пятом веке величайшим и богатейшим городом, в котором всё, чего ни пожелаешь, можно
   76   77   78   79   80   81   82   83   84   85   86