Page 79 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 79

древними Гетами. Arsietae Птолемая также никто другой, как Рсы-Геты или Руссы-Геты. Так
               Геты-Поднестряне названы у историков Тирагетами оттого, что Днестр назывался Гирасом;
               так точно Геты-Пеняне, сидевшие на реке Пене, впадающей в Балтийское море, названы в
               хрониках   Пиенгетами   и   потом   Пиенгитами;   племенные   их   названия   в   обоих   случаях
               опущены, а показаны одни только географические, подобно тому как у нас говорят о казаках,
               называя   их   по   местностям   донскими,   черноморскими,   запорожскими   и   пр.   Впрочем,
               Маркиан указывает нам ясно, какое славянское племя называлось Пиенгетами; он говорит о
               племени Лютичей, известных в истории под названием Ретарей, добавляя, что их называли и
               Гетами на Пене. Не отсюда ли перешло к полудиким в то время Германцам и слово Ritter (от
               Ретарь), когда они помогали Славянам громить западную Римскую империю? - Так же точно
               в Скандинавии, названной Геродотом древней Скифией, следовательно славянскою землею,
               были Геты-Унны, которых немецкие  хронисты  переделали  в Gettunni,  Gettini,  Gothunni,
               Gothini и Gothi, а скандинавы в lot unni; Иорнанд же, принадлежавший сам к мнимому
               готскому   народу,   называет   соплеменников   своих   Гетами   в   сочинении   своём:   «de   rebus
               Geticis»; но как он сам объявляет, что он происходит от Алан, следовательно, он сделался
               гетом, вступив только в касту их; ибо не мог же он происходить от Гетов и Алан вместе. Так
               же точно и Геты придунайские носили племенное имя Даков. - Туберони ясно говорит: Atque
               indo conjicio Slavenos et Gothos eandem esse nationem (что относится до Славян и Готфов, то
               они составляют один народ). Фома, архидиакон, говорит о Далматах так: Gothi pluribus
               dicebantur, et nihilimisis Sclavi sunt secundam proprietatem nominis (т.е. хотя многие зовут их
               Готфами, однако же их собственное имя Славяне). По этому обыкновению называть Славян
               Готфами и Салонский собор (1060 г.) назвал азбуку Кирилла Готфскою (litterae Gothicae).
                     Геты   составляли   всегда   пограничное   или   сторожевое   славянское   население,   вроде
               нашего   казачества,   или   военной   сторожевой   линии;   в   этом   мы   ещё   более   убеждаемся
               особенною  их против  других  племен  воинственностью.  Надобно полагать,  что и  самоё
               казачество   есть   остаток   Гетов,   ибо   оно   сохранило   и   должностное   звание   для   своего
               начальника «гетман», произведённое от Гета и в песнях своих слово «геть» или «гейть»,
               соответствующее нашему гей-ты или смотри-ты и означающее сторожкость, входящую в их
               непременную обязанность. Так, мы видим, например, из малороссийской песни, что казак,
               поджегший дворы ляхов, говорит своему хлопцу:


                                Солнышко уже, геть, припекае,
                                Геть! покатыть дым и поломья!


                     Здесь в обоих случаях слово геть означает смотри, Хотя наши новейшие историки и
               утверждают, что будто казачество существует только с XV века, но мы докажем в подробном
               обзоре этого предмета в следующих выпусках, что это название существовало у Славян
               многими веками ранее и проявлялось в средние времена под различными наименованиями и
               в   том   числе   под   именем   Украинцев   (т.е.   сидящих   у   края   государства),   перелаженным
               немецкими аналистами в Укранов (Ukraner), Крайнев (Krainer), и Крайнцов (Krainzer), а
               греческими в Генидов.
                     Сюда же должно отнести и прозвание земледельческих Славян Ружанами (Rugi) или
               ружниками; значение этого наименования сохранилось у нас в слове руга, означающем
               условную выдачу зерновым хлебом; а равно и названия, производные от него: Rugiani, т.е.
               Руги-Унны   (Urugi),   слитое   с   племенным   названием,   Унны,   в   Уруги-Унны   (Urugiunni),
               перелаженное хронистами в Urugunni, Urugundi, Urugundini, Urugundioni и, наконец, как мы
               говорили выше, в Burgundioni и Burgundi. Агафий и некоторые другие писатели называют
               Волжских   славян   или   Болгар   Burgundi   и   Burgundioni;   но   Никифор   и   Константин
               Багрянородный называют их Гунно-Гундурами. Волохами прозвали их Далматы, на наречии
               которых Волох означает кочующего или пастуха. Хотя Нестор и указывает Волохов на том
               месте, где сидели Бургунды, но нет еще достаточных данных для свода этих двух названий к
               одному   знаменателю,   несмотря   на   имеющиеся   сведения   о   том,   что   Бургунды   были
   74   75   76   77   78   79   80   81   82   83   84