Page 104 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 104
Последние были у Славян в весьма большом употреблении, они сохранились на русских
монетах и в рукописях до времён Петра Великого. Для убеждения стоит только взглянуть на
изображение древнего русского креста, при котором каждое слово сливается в отдельный
монограмм.
Оригинальна на этом памятнике змееобразно вьющаяся строка всей надписи,
требующая, чтобы чтец её ходил в том же направлении вокруг камня, положенного
горизонтально; при греческом бустрофедоне нужно было движение только глаза взад и
вперед. Вкус к таким змеистым извивам сохранился до средних веков на северных рунах.
Форма букв - славянская, без примеси финикийских форм. Алфавит к объяснению этих
письмен должен быть приложен глаголито-кирилловский, а отнюдь не еврейский, греческий,
или латинский; и он помещён мною на таблице. Что последняя строка надписи составляет
особенное воззвание, не находящееся в связи с предыдущим, - это весьма очевидно.
Немногие на краю камня от его излома утратившиеся буквы, вероятно, означали только
слово: мой.
Так как надпись довольно ясна уже сама собой для знатоков славянских наречий, то
мне остается немного сказать к её объяснению; но, впрочем, может статься, что я неверно
определил монограммы.
Первое слово «Ресki» может быть трояко истолковано. Во-первых, «Rez» (резь) -
значит битва, резня, и потому можно предполагать, что Рески Бог - значит бог битв.
Во-вторых, «reski» (резкий) - значит на разных славянских наречиях живой, веселый,
острый строгий и отделяющийся, здесь можно подразумевать, что надпись говорит: полный
жизни, строгий Боже.
В-третьих, «Raj» (рай) сохранилось во всех славянских наречиях, и потому рескi может
быть прилагательное, произведённое от слова «рай», и означать райского бога, или бога
небес.
Я решился принять последнее значение, потому что Эсмун или Шмун, глава Кабиров,
был бог неба, а не войны, второе же значение не заключает в себе ничего пиитического.
Следующее за этим словцо «вес» (omni, summo, all-, tout) имеет двоякое отношение, ибо
может быть отнесено как к предыдущему перед ним, так и к последующему за ним слову,
почему в первом случае можно читать: бог всех небес, а во втором: всебог (вседержитель).
Впрочем, это обстоятельство не производит на надпись никакого влияния.
Чтобы предстоящей мне критике дружески подать руку, я попытаюсь сам себе
возражать.
1. Отчего могла появиться на могиле Энея чисто славянская надпись?
Я отвечаю на этот вопрос другим вопросом; кто были Трояне? Греками они едва ли
могли быть, потому что греки разорили Трою (В латинском языке сохранилось по сие время
выражение Trojani ludi (Трояни люди), под ним подразумевались турниры, вероятно,
перенесённые Троянами в Италию. Под словом ludo разумеется ныне вообще игра, но нет
сомнения, что это значение уже гораздо позднее возникло, а троянские люди, вызвавшие на
турнир, дали повод Римлянам к усвоению этого выражения боевым играм. Если же это так,
то уже одно выражение Trojani ludi свидетельствует, что Трояне говорили на славянском
языке и, следовательно, были Славяне. - Примеч. перереводчика.). За евреев их никто не
сочтёт, потому что они поклонялись разным идолам, а евреи следовали в то время уже
истинному монотеизму; да и летописи еврейские того времени, которые сохранились до нас,
молчат об этой продолжительной и знаменитой войне; чего бы, разумеется, Евреи не
сделали, если бы это событие относилось к их истории. Кто же были они? Ассирияне,
Вавилоняне, Финикийцы, Пеласги или Этруски? Кого хотите выбирайте! Я вам представлю
славянские надписи на камнях, принадлежащие всем этим древним народам, которые как
единовременные с ними публичные доказательства заслуживают во всяком случае более
вероятия, нежели сведения, почерпнутые из путевых записок, чуждых и отдаленно живущих
историков.