Page 109 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 109

2. По-русски:
                     Они орают песок немо, тихо.

                     При этом возгласе мысль невольно обращается к Горациеву: «Pallida mors aequo pulsat
               pede pauperum tabernas Regumque turres».
                     Об употреблении в этих надписях греческого алфавита нечего говорить, потому что
               многие Славяне, а именно в России, Сербии и Молдавии, употребляют и по сие время эти
               письмена, и мы имеем, кажется, полное право спросить: Славяне ли заимствовали у греков
               или последние у Славян эти письмена?
                     Необходимые звуки у и в, которых недостаёт в греческом алфавите, заменены в этой
               надписи  через  оv; а также  кое-где  латинским  простым  v и двойным  w. По северному
               употреблению   q   отвечает   здесь   за   Д,   Т   и   Ф   и   бывает   перечёркнута   произвольно  -
               горизонтально или вертикально; в древнейших греческих надписях мы находим её даже
               крестом перечёркнутою. Также О в ромбоидальной форме встречается здесь несколько раз с
               точкою   или   чёрточкою   в   центре,   что   также   очень   часто   встречается   в   самых  древних
               надписях,   почему   я   и   считал   себя   вправе   приписать   камее   большую   древность.   Ещё
               помещено здесь перечёркнутое О как монограмм за ДО или ОД, потому что помещение в
               центре О точки или черточки даёт ему вместе с тем и значение Ф. Наконец, упомяну ещё о
               Ф, который употреблён здесь вместо Т, что в славянском нередко встречается, например,
               Теодор-Феодор; вообще русские Ф и Ф произносятся совершенно одинаково. (Речь идёт о
               буквах дореволюционного алфавита: Фертъ и Фита. - Прим. ред.-издателей.)



                                        IV. РУССКИЙ ТАЛИСМАН. Т абл. II, № 4

                     Я нахожу эту камею изображённою в Montfaucon T. LXXXI. №1. Суеверие востока
               приписывало влиянию и силе невидимых исполинских духов (подобных северным Азам) все
               нечаянные явления в природе, как то: смерчи на море, вихрем поднятые пылевые столпы в
               песчаных степях, ниспадение аэролитов, уродливости и разные несчастия и вооружалось
               против них талисманами, которым приписывались тайные силы. Подобные амулетные камни
               против нападения невидимых исполинских духов встречаются нередко в археологических
               сборниках или музеях и как Athanasius Kircher, так и Gorlaus изобразили в своей Dactyliothek
               несколько таковых «истребителей гигантов ».
                     Предстоящая нам камея из Монфокона принадлежит Руссам, как явствует из надписи,
               сделанной на чистом русском языке. Если нельзя с достоверностью отнести эту камею к
               временам дохристианским, то она всё-таки, наверное, принадлежит первым векам нашего
               летосчисления. Изображение оригинально. В мифологии мы встречаем людей с змеиными,
               вместо ног, хвостами, а здесь наоборот: туловище с головой змеиное или драконовое, но на
               человечьих  ногах. Надпись  чиста  от  всякой примеси,  и каждому русскому  совершенно
               понятна. Поэтому мне нечего выяснять её, кроме одного замечания о том, что поставленные
               в начале пятого слова две вертикальные черточки означают старинную русскую букву К,
               которая,   разумеется,   всем   нам   знакома   и   ещё   на   нашей   памяти   начала   выводиться   из
               употребления, но и по сие время не совершенно утратилась. Надпись читается так:

                     1. В подлиннике:
                     Луце дерiте меiне в кiцiде, даву Обрымов.

                     2. По-русски:
                     Лучше держите меня в кисе; давлю Обринов (Не решаясь теперь определить, миф ли
               составляли Обрины или Обри, упомянутые Нестором, или действительность, скажем только,
               что, кажется, во всяком случае этот талисман должен принадлежать Дулебам; ибо Нестор
               говорит: «Обре воеваху на Словенех и примучиша Дулебы, сущая Словены, и насилье
   104   105   106   107   108   109   110   111   112   113   114